За кадром

HARD: камера Nikon D800E, объектив «рыбий глаз» Nikon 16mm f/2.8 AF Fisheye, панорамная головка 360precision adjuste mk2.
SOFT: Adobe Lr, Adobe Ps, PTGui, Kolor PTP 2.5.3

Иркутский архитектурно-этнографический музей Тальцы — филиал Иркутского государственного объединённого музея. Расположен в посёлке Тальцы на берегу Ангары в 20 километрах севернее её истока и в 47 километрах южнее Иркутска. Территория музея — 67 гектаров. Основан в 1969 году, принял первых посетителей в 1980 году. Основа музея — деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Ранее на месте музея располагалось крупное село Тальцы, в котором даже присутствовала промышленность (стекольный завод, позднее переведён в Тулун), однако при постройке Иркутской ГЭС и образования водохранилища основная часть села была затоплена. На возвышенности был образован музей. В настоящее время на территории музея свыше 40 памятников архитектуры и более 8000 экспонатов, повествующих о жизни в сибирских сёлах XVII—XIX веков. На территории музея реконструирована южная стена деревянного Илимского острога, включающего в себя Большую Спасскую проезжую башню (1667 г. постройки) и Казанскую привратную церковь (1697 г. постройки), перевезённых из затопленного Илимска.

Идея

Проект музея «Тальцы» вошел в разработку в 1960-е годы. В то время архитектурно-этнографические музеи основывались по всей России. В первую очередь это было связано с тем, что в стране возросло патриотическое движение и остро встал вопрос о подъеме национального самосознания людей. Памятники архитектуры, бытовой и духовной культуры, собранные в музеях, — такая наглядность эффективней других источников способствовала пониманию своей истории и возрождению народных традиций.Основание Иркутского музея было прежде всего связано со строительством Братской и Усть-Илимской ГЭС.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

При их возведении многие деревни, отстроенные еще в XVI-XVII веках, оказались в зоне затопления. Под водой могли быть заживо похоронены бесценные архитектурные памятники, которые всячески старалось сохранить даже дореволюционное правительство. Это Спасская проезжая башня Илимского острога, Казанская церковь того же острога и ряд других. Раритетные строения нужно было спасать, то есть создавать музей.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Автором первого его проекта стала архитектор Галина Геннадьевна Оранская, сотрудник Союза реставрации в Москве. По ее замыслам ансамбль должен был носить название «Музей деревянной архитектуры с элементами этнографии». В 1971 году проект был готов, но из-за значительных недостатков его пришлось дорабатывать. Изменения в концепцию внес старший научный сотрудник Олег Бычков. По его проекту, разработанному в 1980 году, музей стал называться архитектурно-этнографическим.Согласно этим разработкам музей включал в себя Ангаро-Илимскую зону (села, затопленные Ангарой от Братского и Илимского водохранилищ), Трактовую зону (села, стоящие по Московскому тракту) и Ленскую зону (села, расположенные на реке Лене). Это из русских селений. Наряду с ними планировалось показать быт коренных жителей Сибири — бурят, эвенков и тофаларов. Последней, седьмой, экспозицией должна была стать зона Мамско-Бодайбинского района, где добывали золото и слюду.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

При изучении жизни, культуры и быта сибирских народов ученые выявляли все новые интересные факты. Так, каждая зона имела свои особенности, зависящие от места проживания коренного населения, от климатических условий и многого другого. Поэтому в 1991 году концепцию музея вновь доработали. Авторами последнего проекта стали Олег Бычков, Александра Нефедьева и Владимир Тихонов. В музее выделились две новые зоны — Подгородно-городская и Переселенческая.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Отстроить Переселенческую зону было решено после исследования сел белорусов, татар и украинцев, переехавших в область во время Столыпинской реформы. Оказалось, что в своих поселениях они практически доподлинно сохранили родную культуру. Это отражалось и в домостроении, и в занятиях, в жизни и быту людей.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Сначала проектировщики решили спасать архитектурные памятники из зоны затопления. К сожалению, к тому моменту уже было потеряно много раритетных строений, затопленных Братским водохранилищем. Чтобы не потерять бесценные архитектурные сооружения из-за строительства Усть-Илимской ГЭС, при еще недоработанном проекте на территорию, выбранную под музей, с 1969 по 1972 годы начали свозить памятники старины.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

После 1972 года архитектурные памятники вывозились еще дважды. В 1991 году неоценимую помощь музею оказала киностудия «Ленфильм». В то время совместно с Японией на территории «Тальцов» она снимала художественный фильм «Сны о России». Музей имитировал Иркутск XVIII века. Для полного восстановления композиции не хватало нескольких построек, которые «Ленфильм» согласился вывезти. Так, при его помощи в «Тальцах» появились еще шесть строений.

Место

«Тальцы» совершенно не случайно расположены на 47-м км Байкальского тракта. Музейная площадка должна была соответствовать тем природным условиям, в которых находились села. Из истории известно, что практически все поселения строились вдоль крутых берегов реки и были в основном однорядовыми.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Встречались, конечно, и двухрядовые, и большие, почти квартальные села, но их было мало. Чтобы доподлинно сохранить планировку, под строительство музея выбрали территорию бывшего Тальцинского стекольного завода.Сегодня в постоянном пользовании музея находится 70 га земли. Этой территории не хватило бы даже для размещения половины запланированных построек — завершается восстановление только Ангаро-Илимской зоны. Эвенкийские памятники и раритеты тофаларов временно разместились на Ленской зоне. Отстраивать поселения этих народов капитально планируют уже за пределами тракта.В целом в охранной зоне музея 500 га. Музейщики надеются, что хоть какая-то часть этой площади впоследствии отойдет в ведение «Тальцов».

Первая экспозиция

Иркутский музей «Тальцы» принял первого посетителя в 1980 году. Через распахнутые музейные ворота прошли тысячи людей.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Первая экспозиция, которую представили людям, — это три деревенских усадьбы: зажиточных крестьян Непомилуева, Серышева и Прокопьева.Спасскую башню и следом Казанскую церковь восстановили в 1984 году, а в 2002-м завершилось строение Илимского острога. После этого построили фрагмент волостного села, состоящего из четырех усадеб. Сейчас его строительство уже завершается и, возможно, что эту экспозицию посетители смогут увидеть уже в следующем году.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Восстанавливают и каскад мельницы. Началось формирование Трактовой зоны, где множество общественных построек конца XIX — начала XX веков. Там будет трактир, который уже начали собирать, а временно под него используется здание, вывезенное из Шатхулун. Планируется восстановить больницу, этапную тюрьму, церковь и почтовую станцию. Главная задумка — построение постоялого двора, так как люди, жившие вдоль тракта, в первую очередь обслуживали проезжающих.Бурятский улус раскинется у ручья.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Практически во всех усадьбах при восстановлении пришлось менять полы. Из-за того что избы не отапливаются, дерево изнашивается очень быстро. Хранители музея всячески стараются сберечь бесценные памятники архитектуры и тщательно следят за их состоянием. Каждый год в одной из построек проводится капитальный ремонт.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Самым страшным врагом для музея является шашель — червь-древоточец. Он был случайно завезен с экспонатами из других районов. Питается враг исключительно раритетами. Новые постройки ему не по вкусу. Червь просверливает дырочку и поедает дерево изнутри. Борьба с шашелем — дело сложное. Но, как говорят работники музея, не безнадежное. На зов о помощи в борьбе с ненавистным червем откликнулись специалисты, которые запросто могут расквитаться с поедателем раритетов.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

По словам работников музея, меньше всего разрушаются амбары, в которых хранилось зерно 50, 100 лет. До сих пор чувствуешь там запах пшеницы, муки и отрубей.

Новые комплексы

В Тальцах готовят к открытию часть уникального комплекса. Сейчас ведется строительство «Соболиного амбара». Он будет частью уникального комплекса — Илимского острога — единственной деревянной крепости 17 века, сохранившейся до наших дней. Внутри этого амбара будут в связках хранить мягкое сибирское золото — шкуры соболей и лис. Автор проекта Илимского острога — заслуженный архитектор России Николай Крадин. Это главный специалист страны по оборонному деревянному зодчеству, рассказывает Владимир Тихонов. Так что все постройки здесь максимально приближены к реальности 17 века. «Соболиный амбар» откроется в «Тальцах» уже через 2 недели. До конца года здесь также появятся «Караульная изба» и «Соляной амбар».

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Этнографический музей совместно с предприятием «Большереченское» начал уникальный образовательный и экологический проект. Здесь откроется зоогалерея. Сотрудники музея и биологи познакомят посетителей с дикими обитателями сибирской тайги — песцом, рысью, соболем и норкой. Экскурсоводы расскажут о жизни и повадках этих зверей.3

Безопасность

Весной 2014 года на территории архитектурно-этнографического музея «Тальцы» открылось новое пожарное депо для размещения пожарной охраны. В церемонии открытия приняли участие министр имущественных отношений региона Антон Протасов, руководитель ОГКУ «Противопожарная служба Иркутской области» Петр Педранов и руководитель ОГКУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области» Евгений Рязанов.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Здание пожарного депо площадью более 250 кв. метров возведено за счет средств бюджета Иркутской области с использованием современных технологий, позволяющих в кратчайшие сроки в течение трех месяцев возводить строения и сооружения. Расходы составили около 5 млн. рублей.

АНГАРО-ИЛИМСКИЙ СЕКТОР

Центральной экспозиционной зоной музея стала Ангаро-Илимская, в которой реконструируется историко-культурная среда конца XVIII – начала ХХ в. русского старожильческого населения, проживавшего по среднему течению Ангары и Илима. До конца 50-х гг. ХХ в. из-за отсутствия развитой сети коммуникаций эта территория Прибайкалья меньше других была затронута современными формами цивилизации. Поэтому именно здесь в значительном объеме сохранились уникальные памятники истории и архитектуры XVII и XVIII вв. В состав Ангаро-Илимской зоны входят экспозиции волостного села, деревни-малодворки, каскада водяных мельниц, сибирского кладбища и покосной заимки.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

Волостные села являлись административными центрами территорий, которые по размерам были немного меньше, чем современные районы, и чаще всего возникали на месте первых русских поселений. Последовательность развития поселения была такова: первоначально ставилось зимовье, затем острог, а дальше вокруг острога строился «рубленый город», постепенно, по мере развития и в силу тех или иных обстоятельств, становившийся административным центром.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

В экспозиции волостного села доминантой стал уникальный памятник истории и архитектуры XVII в. Илимский острог. История возникновения острога уходит в далекий 1630 год. Летом этого года 28 казаков под руководством атамана Галкина плыли на лодках по Ангаре. У впадения Илима в Ангару, где казаков застала зима, они поставили зимовье, на месте которого в 1631-м был рублен первый острог. В 1647 г. острогу присвоили статус города. В этом же году острог не обошла беда, он сгорел. Тогда построили новый острог, который в 1666 г. опять сгорел. 8 августа 1667 г. по распоряжению правительства приступили к строительству нового – третьего по счету – острога на обширном лугу в полутора километрах от старого.

Острог состоял из восьми башен, три из которых были въездными и украшались часовнями «на свесях». До наших дней сохранились только фрагменты острога в виде Спасской проезжей башни.

В 60-х гг. ХХ в. Спасская башня в связи со строительством Усть- Илимской ГЭС и затоплением части исторической территории бывшего Илимского острога была вывезена в музей.

Сейчас острог находится в стадии реконструкции. Уже полностью воссоздана западная стена с центральной Спасской проезжей башней (ее реставрация завершена в 1984 г.) и боковыми боевыми башнями. Реконструированы тыновые стены.

Спасская башня – уникальный памятник архитектуры, это одна из шести сохранившихся в мире острожных башен-оригиналов.

Составной частью Илимского острога была и привратная Казанская церковь. Официальной датой ее постройки считается 1679 г. Она играла роль не только культового сооружения, но и оберега для острога, так же как и часовня «на свесях» на Спасской проезжей башне. Церковь сооружена рядом с этой башней. Она много раз перестраивалась, но в музее отреставрирована в первоначальном варианте.

В 1883 г. Синодом было принято постановление об открытии в деревнях, где нет школ, церковно-приходских школ при церковных приходах. С этого времени в России стало существовать два типа школ – министерские и церковно-приходские. Министерские школы финансировались государством, а церковно-приходские были на содержании церковных приходов.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы

© WORLDPICS | Юлия Вертешина

В музее «Тальцы» рядом с Казанской церковью расположена экспозиция одноклассной церковно-приходской школы. Здание школы, построенное в 1885 г., вывезено из с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Во внутренних объемах школьного помещения с максимальной этнографической точностью воссоздана обстановка классной комнаты и помещения, занимаемого одинокой учительницей.

На въезде в экспозицию волостного села на пригорке стоит усадьба крестьянина Зарубина (первая четверть ХХ в.). Дом занимает центральное место в усадьбе. Зарубины сложили его из круглых бревен диаметром 36 см и длиной до 11 м. Дом имеет десять больших окон и четырехскатную кровлю. Наличники окон украшены на городской манер резьбой с узором, а мощные, под стать дому, ворота покрыты двускатной кровлей и богато декорированы рядами точеных балясин.

В настоящее время дом используется как выставочный зал, экспозиция которого посвящена истории Тальцинского стекольного завода.

Противоположную сторону улицы волостного села начинает усадьба крестьянина Московского (рубеж XVIII–XIX вв.), которая вывезена в музей из д. Антонова Братского района Иркутской области. В усадьбе развернута экспозиция городового казака. В отличие от линейных казаков, поселения которых располагались на границе, городовые казаки Прибайкалья, объединенные в Иркутский городовой полк, выполняли административные функции, выступали конвойными при этапировании заключенных, ловили беглых каторжных, следили за порядком на приисках, служили таможенниками на заставах, сопровождали казну и почту, участвовали в военных действиях.

Продолжение улицы волостного села – усадьба Сотая (конец XVIII в.) из старинного села Бельск Черемховского района Иркутской области. Такое название усадьба получила по номеру «100», под которым она числилась в Бельске. Усадьба состоит из дома-связи, а также чистого и хозяйственного дворов с набором соответствующих им построек.

В настоящее время усадьба используется для размещения административных структур музея.
Напротив Казанской церкви расположена усадьба псаломщика (конец XIX в.), центром которой является дом-одноколок, вывезенный из д. Ёдарма Усть-Илимского района. Свое название он получил по архитектурным особенностям: некрупный четырехстенок с небольшими прирубленными сенями. Расположение одноколка рядом с Казанской церковью позволило сотрудникам музея развернуть в нем экспозицию «Интерьер усадьбы псаломщика» (дома причта, как правило, строились рядом с церковью).

Завершает формирование улицы волостного села здание волостного правления постройки 1914 г., вывезенное из с. Бельск Черемховского района. В состав инфраструктуры экспозиционного комплекса волостного правления входят непосредственно здание волостной управы, двухъярусный амбар с каменным подвалом, каменное здание летней каталажки (тюрьмы), завозня для хранения различного инвентаря и пожарный сарай.

Освоение русскими Прибайкалья началось в XVII в. Гигантская по размерам территория края, равная площади нескольких европейских государств, заселялась в основном по рекам посредством строительства разбросанных на значительном удалении друг от друга небольших деревень-малодворок (заимок), насчитывавших в своем составе от одного до десяти дворов.

Равномерно, хотя и редко расставленные по всему Прибайкалью деревни-заимки к середине XVIII в. стали опорными пунктами процесса колонизации края русскими, окончательно закрепившими его за Россией. В XVIII в. крестьяне-переселенцы, большей частью из северных губерний страны – Вологодской, Пермской, Архангельской и др., сменяют первую волну переселенцев XVII в., в основном состоявшую из казаков.

Экспозицию деревни-малодворки в музее «Тальцы» составляют три усадьбы разного времени: крестьянина Непомилуева (конец XVIII в.), крестьянина Серышева (середина XIX в.) и крестьянина Прокопьева (конец XIX в.). Основой каждой из этих крестьянских усадеб является дом-связь, лицевой частью выходящий на улицу. Это дом, состоящий из двух половин, точнее – двух домов, связанных между собой холодными сенями. Вначале строили один дом, после, когда крестьянин достаточно обживался на новом месте, и его семья разрасталась до таких размеров, что в доме делалось тесно, строили рядом такой же дом и соединяли их холодными сенями с выходом из них на обе стороны дома.

В XVIII в. в Прибайкалье начал формироваться новый тип планировки усадьбы: в центре ее горницей на улицу – жилой дом, а справа и слева от него – открытые дворы с хозяйственными постройками. Чистый двор выстилался полубревнами и имел набор хозяйственных построек для хранения продовольствия и имущества. Скотный двор в соответствии со своим названием обеспечивал обслуживание домашних животных и был, как правило, земляным.

Усадьба Непомилуева (конец XVIII в.) вывезена в музей из д. Гарменка Братского района Иркутской области. Во внутренних объемах дома с максимальной этнографической точностью реконструирована бытовая обстановка, характерная для первой половины XIX в.

Чистый двор усадьбы формируют одно- и двухъярусные однокамерные амбары. Первый ярус предназначался для хранения сыпучих продуктов питания – муки, зерна, для чего делались стационарные перегородки – сусеки. На втором ярусе хранили не востребованную в доме утварь, сезонную одежду и др. В одноярусных амбарах также хранили продукты питания; помимо сыпучих зимой здесь могли хранить мясо, рыбу и т.п. Одноярусные амбары использовали и как погреба-холодильники (кобрики).

В состав усадьбы входят навесы. Навесы в чистом дворе предназначались для столярно-плотницких работ. В скотном дворе разместились навес для отстоя домашних животных и навес-завозня (специальное строение исключительно для хранения рачительным хозяином крупногабаритного крестьянского инвентаря – кошовок, саней-розвальней, плугов, волокуш, борон и др.). Скотный, а точнее скотно-хозяйственный, двор формируют стайки с расположенными над ними поветями (вторым этажом, предназначенным для хранения сена). На скотном дворе рубили и зимнюю баню по-черному. Летнюю баню обычно ставили поближе к реке.

Усадьба крестьянина Серышева середины XIX в. вывезена в музей из д. Дубынина Нижнеилимского района Иркутской области. Дом-связь делит усадьбу на чистый и скотный дворы. В чистом дворе расположены двухъярусный двухкамерный амбар, торцевой частью выходящий на улицу, с балконом, который украшен балясинами, а также амбар-кобрик и четыре одноярусных амбара. Двор наполовину, со стороны улицы, выстлан полубревнами. В скотном дворе построены стайка с поветью, навес и баня.

В усадьбе развернута экспозиция по гончарному промыслу в Прибайкалье в конце XIX – начале ХХ в.

Завершает улицу деревни-малодворки усадьба крестьянина Прокопьева (конец XIX в.), вывезенная в музей из д. Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области. Отличительной стороной этой усадьбы стал ее трехдворный вариант, показывающий эволюцию сибирской усадьбы во времени. Дом-связь разделяет чистый и хозяйственные дворы. За хозяйственным двором расположился самостоятельный скотный двор, как и в предыдущих усадьбах, с выходом на улицу.

Экспозиция, развернутая в усадьбе, отражает эпоху рубежа XIX–XX вв. В завозне чистого двора размещены характерные для этого времени примитивные механические устройства: немецкая стиральная машина, приспособленная крестьянином под маслобойку, и веялка для очистки кедровых орехов от шелухи.

Экспозицию внутреннего объема дома наполняют самовар, швейная машинка, сепаратор, примитивная детская коляска.

Все усадьбы деревни-малодворки – середняцкие хозяйства, так как именно середняки составляли основную массу населения Прибайкалья. К концу XIX в., периоду массового переселения, в Восточной Сибири было 7 % бедных, 11 % богатых и 82 % середняцких крестьянских хозяйств.

Одной из интереснейших в музее стала экспозиция «Каскад водяных мельниц». Три водяные мельницы середины XIX в. вывезены в музей из д. Владимировка Братского района Иркутской области и последовательно каскадом расположены по искусственному ручью с сильным перепадом по рельефу. Перепад позволяет поочередно самотеком использовать одну и ту же воду на всех мельницах.

Внутренние объемы мельниц экспозиционно воссоздают обстановку процесса помола зерна и проживания крестьян, привозивших зерно для помола.

Особый колорит в музейной структуре создает экспозиция (резерват) «Деревенское кладбище». Это единственное сохраненное кладбище из четырех ранее существовавших в пос. Тальцы до его затопления Иркутским водохранилищем. По аналогии с сибирскими кладбищами XIX в. выполнено прясловое ограждение. Поставлена в новоделе часовня, копия утраченной часовни с кладбища с. Сухое Кабанского района. На братской могиле, где произведено перезахоронение с других затопленных кладбищ пос. Тальцы, установлен монументальный деревянный крест.

(Сайт_Покостная заимка) В живописной долине с пересыхающим летом ручьем разместилась экспозиция «Покосная заимка». Экспозиция реконструирует подлинную покосную заимку конца XIX в., вывезенную с острова Куренной на Ангаре близ д. Панова Кежемского района Красноярского края. В состав экспозиции входят две подлинные избушки и амбар конца XIX в. Конный двор для жеребых кобылиц выполнен в новоделе.

Из общественных построек обязательным характерным для сел строением была мангазея – общественный амбар для хранения страхового крестьянского семенного фонда. В «Тальцах» реконструирована мангазея с острова Савиновский Кежемского района Красноярского края. Ее строительство датируется 1900 – 1905 гг. Первоначальные сведения о хлебозапасных магазинах относятся к XVII в. Однако официально на территории Иркутской губернии они были учреждены только в 1805 г., когда было принято «Положение о сельских запасных могазейнах». Сохранившиеся в Иркутской области мангазеи датируются концом XIX – началом XX в. Размеры их были разными в зависимости от того, какой тип хозяйства был характерен для данной местности. После каждого нового урожая крестьяне вносили в мангазею определенное количество зерна для семенного фонда, который использовался в случае непредвиденных ситуаций: неурожая, ранних заморозков, из этого же фонда уже полежавшее зерно выдавалось погорельцам и другим категориям крестьян, у которых случилось то или иное несчастье.

Охотничье-промысловый стан

Одной из главных причин, побудивших первых переселенцев осесть в Сибири, были неисчислимые богатства тайги.

Роль охоты в жизни сибиряков была очень значительной. Ею занималось практически всё мужское население, начиная с 14-15 лет и до самой старости. Встречались и женщины — охотники.

Экспозиция охотничье-промыслового стана представлена зимовьём- избушкой охотника, лесным амбарчиком – лабазом и лавой — своеобразным гарнитуром, состоящим из стола и двух лавок. На лесной тропе – путике, размещены различные охотничьи ловушки.

БУРЯТСКИЙ СЕКТОР

Наряду с экспозиционными зонами русского населения в музейном комплексе ведется создание зон, отражающих этнокультурные особенности коренных жителей Прибайкалья: бурят, эвенков и тофов.

К моменту прихода в Прибайкалье русских (XVII в.) по образу ведения хозяйства буряты были скотоводами с элементами кочевания. В последующем, в XVIII – XIX вв., кочевание свелось к переезду в зависимости от сезона на летники или зимники.

С наступлением зимы летник покидали до первой весенней травы, перекочевывая на зимник. Улусы-зимники располагались на окультуренных лугах (утугах) и состояли из одного или нескольких домов русского типа, находившихся рядом с ними деревянных юрт и хозяйственных построек для содержания скота.

Улусы-летники размещались от зимников на расстоянии не далее дневного перегона скота. Летники располагались на пастбищах, где для проживания ставились деревянные четырех-, шести- или восьмистенные юрты. Создавалась вспомогательная инфраструктура в виде навесов, загонов, печей для выпечки хлеба, колодцев, поилок для скота.

В музее реконструирован улус-летник. Пять юрт вывезены из улуса Алагуй, расположенного в окрестностях д. Бугульдейка Ольхонского района, и одна юрта – из улуса Баянгазуй Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Каждая из юрт имеет свои отличительные особенности как по характеру стен (бревно, полубревно, фигурное бревно), так и по характеру кровли (дерновая, крытая драньем или тесом, многослойная).

Во внутренних пространствах юрт экспозиционно воссоздана обстановка начала ХХ в.: «Юрта западных бурят начала ХХ в.», «Юрта молодой бурятской семьи», организована выставка «Старая вера бурятского народа – шаманизм».

Буряты, жившие по побережью Байкала от Бугульдейки до Онгурена и на острове Ольхон, где климатические условия не позволяли в значительных объемах заниматься скотоводством и земледелием, дополнительные средства на содержание семьи получали за счет занятия рыболовством. Промысловая рыбная ловля началась в XIX в. В музее восстановлен рыбодел. Он состоит из амбара, крытого односкатной кровлей, с навесом, под которым находятся лодки, хранится необходимая для ведения промысла утварь (бочки, сачки, веревки) и соль. На берегу, вдали от рыбодела, стоят вороты, примитивные лебедки, использовавшиеся для вытаскивания невода из воды. Построены сушила для сушки сетей и рыбацкой одежды.

Бурятский маломорский рыболовецкий стан

С конца XIX – начала XX в. большое распространение на Байкале получила товарная добыча рыбы, производившаяся с помощью неводов. Рыбный промысел приносил значительную часть доходов местному населению. Лов рыбы на Байкале был свободным. Но существовали и тони – пространства воды, которыми владели те или иные артели рыбаков. Каждая артель бурят устраивала рыболовецкие станы в 20–50 км от селения.

В музее «Тальцы» представлен рыболовецкий стан, основу которого составляет рыбодел – двухкамерный амбар, состоящий из жилой и хозяйственной частей, а также объекты хозяйственной инфраструктуры (навес для лодок, вороты для вытаскивания неводов, сушила для сетей).

ЭВЕНКИЙСКИЙ СЕКТОР

Эвенки – наиболее древняя коренная народность, проживающая в Прибайкалье. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 г. эвенков насчитывалось всего 1360 человек.

Эвенки вели кочевой образ жизни охотников-оленеводов. С XVIII в. в их жизни под влиянием русских возрастает значение охоты на пушного зверя. К началу ХХ в. в Ленско-Киренском и Илимском районах эвенки перешли на полуоседлый образ жизни. По верованию, несмотря на влияние православия, они оставались шаманистами.

Стойбища эвенков в зависимости от сезона подразделялись на зимние, весенне-осенние и летние. В одном стойбище селились обычно семьи, находившиеся в родственных отношениях.

В музее реконструировали осенне-весеннее и летнее стойбища, а также этнический комплекс захоронений. В составе осенне-весеннего стойбища стационарный чум – голомо, каркас которого изготовлен из полубревен и покрыт лиственничной корой.

Для хранения продуктов питания и в особенности заготовленного мяса на деревьях строили хранилища – лабазы, исключавшие доступ к ним хищных зверей (росомахи, волка, лисы, медведя).

Для пассивной охоты на пушного зверя вблизи стойбищ ставили капканы (пасти-ловушки), называвшиеся лангами.

Основу летнего стойбища составляют переносные ровдужные чумы (ровдуга – оленья или лосиная замша у народов Сибири), костер-дымокур для защиты оленей от гнуса, приспособления для сушки и ремонта сетей, для снятия жира со шкур животных, а также примитивная кузница.

Экспозиция эвенкийских захоронений представлена воздушным и наземным типами.

ТОФАЛАРСКИЙ СЕКТОР

К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.

Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.

Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.

Контакты

Расположение: 47 км от Иркутска по Байкальскому тракту

Рассчитать маршрутЭкспортировать KML для Google Earth/Google MapsОткрыть автономную карту в полноэкранном режимеСоздать изображение с QR кодом для автономной карты в полноэкранном режимеЭкспортировать GeoJSONЭкспортировать GeoRSS
Архитектурно-этнографический музей Тальцы

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы 51.996534, 104.666705 Архитектурно-этнографический музей Тальцы Виртуальный тур 360° (Рассчитать маршрут)

Телефон: (3952) 727-683 (касса)

Режим работы: 10.00 – 17.00, ежедневно, без выходных

Зав. экспозиционным отделом: Стрекалина Елена Анатольевна

Администрация:

Адрес: г. Иркутск, ул. Грязнова, 22

Телефон: (3952) 24-31-46 (приемная)

E-mail: talci@irk.ru

Открыть виртуальный тур 360° Карта Мира 360°