АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО. Из коллекции Still Art Foundation

24 января – 5 апреля 2020

 Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми.

Александр Родченко Пионер - трубач 1930

Александр Родченко Пионер — трубач 1930

В экспозицию войдут работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов.

Александр Родченко Портрет матери 1924

Александр Родченко Портрет матери 1924

На выставке будут представлены знаменитые портреты друзей Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ».

Александр Родченко Пожарная лестница 192

Александр Родченко Пожарная лестница 192

В экспозицию также войдут портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер — трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).

Александр Родченко Лиля Брик 1924

Александр Родченко Лиля Брик 1924

Сокуратором выставки выступит внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.

Александр Родченко Поэт Владимир Маяковский 1924

Александр Родченко Поэт Владимир Маяковский 1924

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) – один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Используя такие приемы, как съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который сразу же стали называть «родченковским»; диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру; съемка детали и крупного плана; применение двойной экспозиции и тонкая работа со светотеневыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности «видеть вещи».

ALEXANDER RODCHENKO. From the Still Art Foundation Collection

January 24 – April 5, 2020

The Lumiere Brothers Center for Photography presents an exhibition of photographs by the outstanding Russian avant-garde artist Alexander Rodchenko from the collection of the Still Art Foundation, established by Elena and Mikhail Karisalov. The exhibition will include Rodchenko’s works of different years, from the first photographic experiments of the 1920s to the end of the 1930s. The exhibition will feature portraits of Rodchenko’s friends—artists, architects, poets, writers, filmmakers, employees of the magazines LEF and Novyi LEF, including the familiar portrait of Lily  Brik, which was used in the advertising poster for the Leningrad Department of Gosizdat (State Publishing House), several photographs of Vladimir Mayakovsky from the first photoshoot in Rodchenko’s studio on Myasnitskaya Street (1924), and the famous photograph of Osip Brik, where one of the lenses in his spectacles is replaced by the LEF logo. The exhibition will also include family portraits: Rodchenko’s mother, his wife Varvara Stepanova and daughter Varvara Rodchenko, architectural shoots and photo reports: the legendary Balconies (1925), Fire Escape (1925), Stairs (1929), as well as Pioneer with a Trumpet (1930) and Pioneer Girl (1930).

The exhibition will be co-curated by Rodchenko’s grandson, Alexander Lavrentiev, who is the leading specialist of his work. The exhibition will feature 58 silver-gelatin prints from two albums of the museum portfolio series, published in an edition limited to 35 copies in 1994-1997, collected under the direction of Varvara Rodchenko, Alexander Lavrentiev and gallery owner Howard Schickler. The photos included in the portfolio and presented for the exhibition by the Still Art Foundation, were printed by Alexander Lavrentiev and Yuri Plaksin in Rodchenko’s photo laboratory from his original negatives.

 


Alexander Mikhailovich Rodchenko (1891–1956), one of the leaders of the Russian avant-garde, an innovator in the field of painting, sculpture, and book, poster, film and theater design, began taking photographs in 1924. His experimental approach to photography forever changed the history of this art form and influenced not only his contemporaries, but also determined the development of photography for decades to come. Using techniques such as shooting from an unusual angle (extreme viewpoints from above or below), which immediately became known as “rodchenkovsky”; diagonal construction of compositions, defining the dynamics and rhythm of the photograph; detail and close-up shots; the use of double exposure and delicate work with black and white contrasts, Rodchenko strove, as Osip Brik wrote, to turn a familiar thing into “a seemingly never before seen construction”, to change a person’s usual view of the world, and to expand the possibilities of “seeing things”.