Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина
Фонд Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

представляют выставку

АНАТОМИЯ КУБИЗМА

Даты проведения: 30 августа — 28 октября 2018
Пресс-показ:
29 августа, 12:00
Место проведения: Главное здание (зал №31)

Кураторская группа: Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок

1.Пабло Пикассо. «Три женщины. Этюд», 1907-1908

Пабло Пикассо. «Дружба (II). Этюд», 1907-1908, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Pablo Picasso. Friendship (II). Study. 1907-1908. The Pushkin State Museum of Fine Arts

30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.

Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была приобретена Домом-музеем Пикассо в Малаге.

«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего <…> Искусство греков, египтян и великих художников других времен — это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», — говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. В подтверждение этого высказывания художника кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839–1906) «Купание» (1890–1894) из собрания ГМИИ. «Сезанн! Он наш общий отец», — восклицал Пикассо, а наш современник, французский писатель Филипп Соллерс назвал эту картину «Евангелием современности». «Купание» — сюжет, над которым Сезанн работал на протяжении двух десятилетий и создал более сорока вариантов, по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.

Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них — «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объемная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой.

Выставка создавалась совместными усилиями Дома-музея Пикассо в Малаге, кураторской команды ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок, и архитекторами Надеждой Корбут и Кириллом Ассом.

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох, от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является коллекция произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов — одна из самых известных в мире.

Фонд Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Фонд Пикассо «Дом-музей» был основан 26 февраля 1988 года Городским советом Малаги. Его задачей стало расширение познаний о жизни и творчестве художника. Пикассо родился 25 октября 1881 года в доме по адресу площадь Мерсед, 15. В 1983 году Дом-музей был объявлен памятником архитектуры, а в 1991-м включен в Систему музеев Испании (Sistema Español de Museos). С декабря 2014 года Фонд начал выступать в качестве музейного агентства. Он возглавил работы, направленные на расширение арт-пространства в городе, взяв под свое крыло два новых выставочных объекта, которые являются местными филиалами международных музеев. При этом Фонд не забывает о своем первоначальном предназначении.

Цель Фонда — поддержание и демонстрация принадлежащей ему коллекции, распространение знаний о работе и жизни художника. Фонд стремится показать тесную связь Пикассо с Малагой. Для достижения поставленных задач ведутся работы по нескольким направлениям:

  • управление Домом-музеем Пикассо, где демонстрируются исторические предметы быта, вещи, принадлежавшие семье художника, произведения искусства. В доме воссоздана обстановка, в которой родился и вырос Пикассо, что помогает посетителям узнать о том, что связывало мастера и Малагу;
  • сохранение и преумножение прекрасной коллекции искусства, в первую очередь работ Пикассо, а также других художников, связанных с его жизнью или творчеством;
  • проведение временных выставок в комнатах Дома-музея как на основе собственной коллекции, так и произведений искусства из других собраний;
  • организация культурных мероприятий и образовательных программ для различных категорий посетителей;
  • регулярная публикация научных работ, каталогов выставок, каталогов-резоне, просветительских брошюр;
  • поддержание работы Центра документации и открытой библиотеки, которые предлагают всем интересующимся широкий выбор материалов о Пикассо и современном искусстве.