Министерство культуры Московской области
Губернаторская программа «Наше Подмосковье»
Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
представляют выставку

ЭПОХА ДЮРЕРА. НЕМЕЦКАЯ ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ КОНЦА XV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций Москвы

Даты проведения: 19 мая – 19 августа 2018
Официальное открытие: 18 мая 2018 года в 18:00
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)

Монограммист AB. Бегство в Египет. XV-XVI век, дерево, масло  Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Монограммист AB. Бегство в Египет. XV-XVI век, дерево, масло
Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют выставку работ Альбрехта Дюрера, его предшественников и современников «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века». В экспозицию войдут графические работы великого мастера – шедевры гравировального искусства, а также живописные произведения немецких мастеров из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций.

Дюрер Альбрехт. Три амура со шлемом и щитом, ок. 1505, бумага, гравюра на меди Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Дюрер Альбрехт. Три амура со шлемом и щитом, ок. 1505, бумага, гравюра на меди
Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Графический раздел выставки составляют 100 работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Центральное место занимают работы Альбрехта Дюрера. Необычайная художественная одаренность, разносторонность интересов и широта знаний – все это нашло отражение в графике мастера. Он был первым художником в Германии, который стал одновременно работать во всех графических техниках, существовавших в XV–XVI веках.  В гравюре на дереве, резцовой гравюре на меди и офорте наиболее полно проявились все богатство его фантазии и мастерство исполнения. Гравюре по праву принадлежит ведущая роль в творчестве Дюрера. Семьдесят гравюр художника, представленные на выставке, исполнены в разных техниках и отражают все стороны творчества великого мастера.

Кранах Старший Лукас. Св. Христофор. 1509, бумага, гравюра на дереве

Кранах Старший Лукас. Св. Христофор. 1509, бумага, гравюра на дереве

Эмоциональные ксилографии «Апокалипсиса» раннего Дюрера соседствуют в экспозиции с бытовыми рассказами из серии «Жизнь Марии» зрелого художника, строго построенная в технике резцовой гравюры композиция «Адам и Ева» – с более поздним, глубоко философским произведением «Меланхолия».

Шонгауэр Мартин. Распятие. Около 1474 – 1475, бумага, гравюра резцом на меди Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Шонгауэр Мартин. Распятие. Около 1474 – 1475, бумага, гравюра резцом на меди
Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

На выставке также представлены графические работы мастеров круга Дюрера — произведения учителей и учеников художника, а также его современников. В экспозицию включен ряд ксилографий – иллюстрации из «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя 1493 года, созданные в период, когда Дюрер учился в нюрнбергской мастерской Михаэля Вольгемута. Именно наблюдая за процессом создания этих иллюстраций, Дюрер мог познакомиться с особенностями работы в гравюре на дереве.

Вольгемут Михаэль. Изгнание из Рая. Книга Бытия. 1493, бумага, гравюра на дереве Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вольгемут Михаэль. Изгнание из Рая. Книга Бытия. 1493, бумага, гравюра на дереве
Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одним из выдающихся предшественников Дюрера был Мартин Шонгауэр. Он не был непосредственным учителем Дюрера, они даже не были знакомы, но художник с юных лет прекрасно знал его гравюры на меди, изучал его награвированные доски, позднее в своих работах использовал и расширял технические достижения этого мастера. Несколько уникальных листов Шонгауэра можно увидеть на выставке.

Галина Семёновна Кислых, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина:

В эпоху Дюрера гравюра, как самый молодой и гибкий вид искусства, получила широкое распространение в Германии и вошла в творчество почти каждого немецкого живописца.  Влияние Дюрера на современных ему мастеров переоценить невозможно. Об этом свидетельствуют экспонируемые листы. Среди представленных работ современников большая часть принадлежит знаменитым живописцам первой половины XVI века. Это и ученик Дюрера Ганс Бальдунг Грин, и, в какой-то степени соперник Дюрера, Лукас Кранах Старший.  На выставке можно познакомиться с ксилографиями Ганса Гольбейна Младшего и Ганса Бургкмайра Старшего. Каждый из них следовал Дюреру, развивая лишь одну черту, одну грань дарования великого нюрнбержца.

Графический радел выставки дополняет группа живописных картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и московских частных коллекций. Все они исполнены немецкими мастерами на протяжении около пятидесяти лет –  с конца XV до первой половины XVI века – и являются характерными памятниками искусства того времени, которое принято называть эпохой Дюрера.

Экспозиция демонстрирует разные этапы русского государственного и частного коллекционирования немецкой живописи конца XV – первой половины XVI века. Произведения подобраны из нескольких тематических групп.

Среди представленных на выставке наиболее ранние памятники созданы мастерами конца XV столетия.  Это композиции «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» анонимного швабского художника и датированная 1496 годом, привлекающая своей мощной экспрессией работа «Бичевание Христа» кисти другого анонимного швабского мастера.

В разделе живописи первой трети XVI столетия интерес представляют композиции «Снятие с креста», предположительно считающаяся произведением работавшего в Страсбурге монаха-иоаннита Вильгельма Штеттера, а также исполненная в южногерманском регионе, возможно, ульмским художником круга Мартина Шефнера «Сошествие Святого Духа на апостолов». С точки зрения редко встречающейся иконографии уникален созданный в регионе Верхнего Рейна цикл из восьми маленьких картин с изображениями Страстей Христовых.

Вадим Анатольевич Садков, куратор выставки, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Необычайно привлекательны работы художников, в той или иной степени испытавших влияние Альбрехта Дюрера. Образный строй и стилистика картины «Хождение по водам», приписываемой Гансу Леонарду Шауфеляйну, несет на себе печать прямого влияния дюреровского искусства, в то время как «Распятие с предстоящими» (так называемая вотивная картина семьи Эйнинген-Нойнек)» кисти анонимного Мастера из Месскирха является частичной парафразой известной гравюры Дюрера. Данное произведение вводит зрителя в круг сложных философских идей и представлений, чрезвычайно популярных среди гуманистически образованных людей эпохи драматического столкновения между ортодоксальным католицизмом и Реформацией.  Отдельную стилистическую группу образуют работы популярного в свое время кельнского живописца Бартеля Брейна Старшего («Мужской портрет») и художников его круга («Снятие с креста, с семьей поклоняющихся донаторов»). Традиционная для немецкого искусства экспрессия художественных образов органично соединилась в них с пристальным интересом к многочисленным выразительным деталям реального мира и виртуозному их изображению, позаимствованным у нидерландцев. Небольшая по размерам картина «Бегство в Египет» Монограммиста АБ является фрагментом ныне разрозненного алтаря, посвященного истории жития Богоматери или детству Христа. Другие пять его частей, также написанные на липовых досках, хранятся в картинной Галерее старых мастеров в Дрездене. 

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Мы рады представить широкой аудитории один из выдающихся разделов коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина –  гравюры гениального Альбрехта Дюрера, его предшественников и учеников, а также живописные работы немецких мастеров эпохи Дюрера. Этим проектом в музее «Новый Иерусалим» мы продолжаем большую программу сотрудничества с музеями разных городов страны.

Картины, собранные в рамках единой экспозиции графики и живописи, позволят получить представление об основных тенденциях немецкого искусства того времени, одновременно оттеняя глубокое своеобразие творческой индивидуальности и высочайшее мастерство Альбрехта Дюрера.

Оксана Валентиновна Косарева, министр культуры Московской области

Выставка работ одного из величайших живописцев и графиков Альбрехта Дюрера, его предшественников и современников – очередной крупный проект, представляемый Музейно-выставочным комплексом «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

«Новый Иерусалим» – лучшая культурная площадка в Подмосковье – потихоньку накапливает опыт реализации масштабных проектов, в том числе межмузейных. Начиная с 2016 года, в его стенах экспонировались работы Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Пабло Пикассо, Бориса Кустодиева. Эти выставки посетили десятки тысяч человек: жители Москвы и Подмосковья, гости из дальнего и ближнего зарубежья, эксперты в области отечественного и мирового искусства. Ставка руководства музея на новаторские решения оказалась верной – МВК «Новый Иерусалим» громко заявил о себе на российском музейном пространстве.

Выставку «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века» будет сопровождать образовательная программа, состоящая из тематических лекций, мастер-классов, встреч с кураторами.

Кураторская группа:

Вадим Анатольевич САДКОВ – доктор искусствоведения, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Галина Семёновна КИСЛЫХ – историк искусства, заслуженный работник культуры Российский Федерации, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им.        А.С. Пушкина.

Руководитель проекта:

Дарья Сергеевна МИЛОВАНОВА заместитель генерального директора музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».

МВК «Новый Иерусалим»

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» – один из крупнейших региональных музеев, связанный с уникальным памятником «Подмосковной Палестины» – Воскресенским Новоиерусалимским монастырем.

Собрание музея, несмотря на громадные потери, связанные с Великой Отечественной войной, является крупнейшим в стране. Во многом этого удалось достичь благодаря большой реставрационной работе, проводимой музеем.

В 2014 году музей, с момента своего основания в 1920 году находившийся в стенах Новоиерусалимского монастыря,  переехал в новое, специально возведенное с учетом тенденций зеленой архитектуры здание, открывающее большие возможности для масштабной выставочной деятельности, и был переименован в Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

С 2016 года  «Новый Иерусалим» неоднократно становился инициатором и площадкой для проведения крупных межмузейных проектов. Здесь можно было увидеть работы Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Пабло Пикассо, Бориса Кустодиева из коллекций разных музеев со всей России.

В декабре 2017 года состоялось открытие постоянной экспозиции «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков». Экспозиция, развернувшаяся на площади 1500 кв. м., рассказывает о том, как задумывался и складывался образ святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона.

Наряду с ведущими европейскими площадками, МВК «Новый Иерусалим» позволяет знакомиться с экспозициями в новом digital-пространстве, которые создаются  на основе современных музейных технологий и предоставляют посетителям широкие мультимедийные возможности: видеоинсталляции, интерактивные столы и киоски с тематическим контентом, голографические витрины и технологии дополненной реальности.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящим артефакты, созданные мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является коллекция французского искусства XIX–XX веков – одно из самых известных в мире собраний произведений импрессионистов и постимпрессионистов.

Музей, основанный в 1912 году, расположен в историческом центре Москвы, недалеко от Кремля. Ежегодно ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет широкой публике выдающиеся выставки мирового уровня. За прошедший год музей реализовал более 43 проектов в Москве, за рубежом и в регионах России. Среди них выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», «”Олимпия” Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)», «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения», «Рафаэль. Поэзия образа», «Icons of modern art/ The Schchukin collection» в Fondation Louis Vuitton в Париже. Музей открыт также для актуального искусства и стремится включать его в традиционный контекст, в диалог с классикой.

Благодаря активной научной, научно-просветительской, исследовательской и выставочной деятельности, музыкальным фестивалям и уникальной художественно-образовательной работе с детьми и взрослыми, ГМИИ им. А.С. Пушкина является сегодня одним из самых значимых культурных центров России, который ежегодно посещают более миллиона человек. В настоящее время происходит масштабная реконструкция музейных зданий и сооружений, осуществляется строительство Музейного городка, который станет первым музейным комплексом подобного рода в России.

Выставка «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века» – уже второй совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и музея «Новый Иерусалим». Первым опытом сотрудничества музеев стала выставка «Пабло Пикассо. Художник и книга. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана», посвященная книжной графике Пабло Пикассо и ставшая самым масштабным показом работ художника в жанре livre d’artiste. Выставка проходила в музее «Новый Иерусалим» с 16 декабря 2017 г. по 22 марта 2018 г.