ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает на день рождения Рембрандта в музей

День рождения голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна отмечается 15 июля. В ГМИИ им. А.С. Пушкина до 22 июля можно увидеть работы великого мастера на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» при поддержке Сбербанка, а также в постоянной экспозиции музея.

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

© Фото : Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Посетителям предоставляется замечательный повод побывать на постоянной экспозиции голландской живописи и выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», представляющую произведения из коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан – одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. В экспозиции представлены 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, среди них — 12 живописных полотен и один рисунок Рембрандта.

Свое название коллекция получила в честь родного города Рембрандта – Лейдена.  Томас Каплан с юных лет восхищался творчеством великого голландского художника и мастеров золотого века. В 2003 году Каплану стало известно, что далеко не все шедевры любимой им эпохи, включая работы самого Рембрандта, находятся в музеях, и многие из них доступны на художественном рынке. С этого момента он совместно с супругой начал свою коллекционерскую деятельность.

Ядро Лейденского собрания составляют именно работы Рембрандта: посетители выставки имеют возможность познакомиться с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Государственному Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк).

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» работает последнюю неделю — до 22 июля: после закрытия экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина уникальная коллекция работ будет представлена сначала в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), а затем — в Лувре Абу-Даби (ОАЭ).

Работы Рембрандта, картины его учеников и последователей также можно увидеть в коллекции голландской живописи, принадлежащей к числу наиболее представительных разделов в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. В музее хранятся рисунки, офорты и шесть живописных произведений Рембрандта, позволяющие проследить творческий путь художника от написанной в двадцатилетнем возрасте картины «Изгнание торгующих из храма» (1626) до произведений зрелого мастера, таких как «Портрет пожилой женщины» (1650–1655) и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660).

СПРАВКА

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606, Лейден — 1669, Амстердам) – нидерландский художник, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Учился у Якоба ван Сваненбурга в Лейдене, у Питера Ластмана и, возможно, Якоба Пейнаса в Амстердаме. С 1625/1626 года работал в Лейдене, в 1631/1632 году переехал в Амстердам. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, портреты, пейзажи. Знаменит как офортист и рисовальщик.

О Лейденской коллекции

Лейденская коллекция, основанная в 2003 году американцами Томасом С. Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан, включает около 250 живописных и графических работ. Это одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII столетия.В знак уважения к Рембрандту коллекция названа в честь его родного города. Центральное место в ней занимают работы лейденских художников. Она дает представление о мастерах и тенденциях, формировавших облик и стиль голландского золотого века на протяжении нескольких поколений. Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в парижском Лувре, а затем отправилась в мировое турне. Выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае.