Иркутский архитектурно-этнографический музей Тальцы

Иркутский архитектурно-этнографический музей Тальцы

<font face="arial, sans-serif">Расположен в посёлке Тальцы на берегу Ангары в 20 километрах севернее её истока и в 47 километрах южнее Иркутска. Территория музея — 67 гектаров. Основан в 1969 году, принял первых посетителей в 1980 году. Основа музея — деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века.</font>

Илимский острог

Бурятский улус-летник

Бурятский улус-летник

<div><font face="arial, sans-serif">Наряду с экспозиционными зонами русского населения в музейном комплексе ведется создание зон, отражающих этнокультурные особенности коренных жителей Прибайкалья: бурят, эвенков и тофов.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif">К моменту прихода в Прибайкалье русских (XVII в.) по образу ведения хозяйства буряты были скотоводами с элементами кочевания. В последующем, в XVIII – XIX вв., кочевание свелось к переезду в зависимости от сезона на летники или зимники.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif">С наступлением зимы летник покидали до первой весенней травы, перекочевывая на зимник. Улусы-зимники располагались на окультуренных лугах (утугах) и состояли из одного или нескольких домов русского типа, находившихся рядом с ними деревянных юрт и хозяйственных построек для содержания скота.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>Улусы-летники размещались от зимников на расстоянии не далее дневного перегона скота. Летники располагались на пастбищах, где для проживания ставились деревянные четырех-, шести- или восьмистенные юрты. Создавалась вспомогательная инфраструктура в виде навесов, загонов, печей для выпечки хлеба, колодцев, поилок для скота.</div><div><br></div><div>В музее реконструирован улус-летник. Пять юрт вывезены из улуса Алагуй, расположенного в окрестностях д. Бугульдейка Ольхонского района, и одна юрта – из улуса Баянгазуй Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Каждая из юрт имеет свои отличительные особенности как по характеру стен (бревно, полубревно, фигурное бревно), так и по характеру кровли (дерновая, крытая драньем или тесом, многослойная).</div><div><br></div><div><div>Во внутренних пространствах юрт экспозиционно воссоздана обстановка начала ХХ в.: «Юрта западных бурят начала ХХ в.», «Юрта молодой бурятской семьи», организована выставка «Старая вера бурятского народа – шаманизм».</div></div><div><br></div><div><div>Буряты, жившие по побережью Байкала от Бугульдейки до Онгурена и на острове Ольхон, где климатические условия не позволяли в значительных объемах заниматься скотоводством и земледелием, дополнительные средства на содержание семьи получали за счет занятия рыболовством. Промысловая рыбная ловля началась в XIX в. В музее восстановлен рыбодел. Он состоит из амбара, крытого односкатной кровлей, с навесом, под которым находятся лодки, хранится необходимая для ведения промысла утварь (бочки, сачки, веревки) и соль. На берегу, вдали от рыбодела, стоят вороты, примитивные лебедки, использовавшиеся для вытаскивания невода из воды. Построены сушила для сушки сетей и рыбацкой одежды.</div><div><br></div><div><b>Бурятский маломорский рыболовецкий стан</b></div><div><br></div><div>С конца XIX – начала XX в. большое распространение на Байкале получила товарная добыча рыбы, производившаяся с помощью неводов. Рыбный промысел приносил значительную часть доходов местному населению. Лов рыбы на Байкале был свободным. Но существовали и тони – пространства воды, которыми владели те или иные артели рыбаков. Каждая артель бурят устраивала рыболовецкие станы в 20–50 км от селения.</div><div><br></div><div>В музее «Тальцы» представлен рыболовецкий стан, основу которого составляет рыбодел – двухкамерный амбар, состоящий из жилой и хозяйственной частей, а также объекты хозяйственной инфраструктуры (навес для лодок, вороты для вытаскивания неводов, сушила для сетей).</div></div></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div>

Илимский острог

Илимский острог

<font face="arial, sans-serif">Центральной экспозиционной зоной музея стала Ангаро-Илимская, в которой реконструируется историко-культурная среда конца XVIII – начала ХХ в. русского старожильческого населения, проживавшего по среднему течению Ангары и Илима. До конца 50-х гг. ХХ в. из-за отсутствия развитой сети коммуникаций эта территория Прибайкалья меньше других была затронута современными формами цивилизации. Поэтому именно здесь в значительном объеме сохранились уникальные памятники истории и архитектуры XVII и XVIII вв. В состав Ангаро-Илимской зоны входят экспозиции волостного села, деревни-малодворки, каскада водяных мельниц, сибирского кладбища и покосной заимки.</font>

Илимский острог

Илимский острог

Илимский острог

<div><font face="arial, sans-serif">В экспозиции волостного села доминантой стал уникальный памятник истории и архитектуры XVII в. Илимский острог. История возникновения острога уходит в далекий 1630 год. Летом этого года 28 казаков под руководством атамана Галкина плыли на лодках по Ангаре. У впадения Илима в Ангару, где казаков застала зима, они поставили зимовье, на месте которого в 1631-м был рублен первый острог. В 1647 г. острогу присвоили статус города. В этом же году острог не обошла беда, он сгорел. Тогда построили новый острог, который в 1666 г. опять сгорел. 8 августа 1667 г. по распоряжению правительства приступили к строительству нового – третьего по счету – острога на обширном лугу в полутора километрах от старого.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif">Острог состоял из восьми башен, три из которых были въездными и украшались часовнями «на свесях». До наших дней сохранились только фрагменты острога в виде Спасской проезжей башни.</font></div>

Илимский острог

Илимский острог

<font face="arial, sans-serif">Центральной экспозиционной зоной музея стала Ангаро-Илимская, в которой реконструируется историко-культурная среда конца XVIII – начала ХХ в. русского старожильческого населения, проживавшего по среднему течению Ангары и Илима. До конца 50-х гг. ХХ в. из-за отсутствия развитой сети коммуникаций эта территория Прибайкалья меньше других была затронута современными формами цивилизации. Поэтому именно здесь в значительном объеме сохранились уникальные памятники истории и архитектуры XVII и XVIII вв. В состав Ангаро-Илимской зоны входят экспозиции волостного села, деревни-малодворки, каскада водяных мельниц, сибирского кладбища и покосной заимки.</font>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Загон

Загон

<div><font face="arial, sans-serif">Стойбища эвенков в зависимости от сезона подразделялись на зимние, весенне-осенние и летние. В одном стойбище селились обычно семьи, находившиеся в родственных отношениях.</font></div><div><br></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Тофаларское и эвенкийское стойбища

<font face="arial, sans-serif">Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.</font><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.</div><div><br></div><div>Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.</div><div><br></div><div>Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.</div><div><span style="white-space:pre"> </span></div></font></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Стан

Стан

<font face="arial, sans-serif">Для хранения продуктов питания и в особенности заготовленного мяса на деревьях строили хранилища – лабазы, исключавшие доступ к ним хищных зверей (росомахи, волка, лисы, медведя).</font>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Тофаларское и эвенкийское стойбища

<font face="arial, sans-serif">Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.</font><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.</div><div><br></div><div>Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.</div><div><br></div><div>Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.</div><div><span style="white-space:pre"> </span></div></font></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Стойбище эвенков

Стойбище эвенков

<font face="arial, sans-serif">Эвенки – наиболее древняя коренная народность, проживающая в Прибайкалье. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 г. эвенков насчитывалось всего 1360 человек.</font>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Тофаларское и эвенкийское стойбища

<font face="arial, sans-serif">Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.</font><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.</div><div><br></div><div>Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.</div><div><br></div><div>Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.</div><div><span style="white-space:pre"> </span></div></font></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Эвенкийское стойбище

Эвенкийское стойбище

<font face="arial, sans-serif">Эвенки вели кочевой образ жизни охотников-оленеводов. С XVIII в. в их жизни под влиянием русских возрастает значение охоты на пушного зверя. К началу ХХ в. в Ленско-Киренском и Илимском районах эвенки перешли на полуоседлый образ жизни. По верованию, несмотря на влияние православия, они оставались шаманистами.</font>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Тофаларское и эвенкийское стойбища

<font face="arial, sans-serif">Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.</font><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.</div><div><br></div><div>Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.</div><div><br></div><div>Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.</div><div><span style="white-space:pre"> </span></div></font></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Жерди

Жерди

<div><font face="arial, sans-serif">В музее реконструировали осенне-весеннее и летнее стойбища, а также этнический комплекс захоронений. В составе осенне-весеннего стойбища стационарный чум – голомо, каркас которого изготовлен из полубревен и покрыт лиственничной корой.</font></div><div><br></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Тофаларское и эвенкийское стойбища

<font face="arial, sans-serif">Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.</font><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.</div><div><br></div><div>Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.</div><div><br></div><div>Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.</div><div><span style="white-space:pre"> </span></div></font></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

К реке Ангаре

К реке Ангаре

<div><font face="arial, sans-serif">Для пассивной охоты на пушного зверя вблизи стойбищ ставили капканы (пасти-ловушки), называвшиеся лангами.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif">Основу летнего стойбища составляют переносные ровдужные чумы (ровдуга – оленья или лосиная замша у народов Сибири), костер-дымокур для защиты оленей от гнуса, приспособления для сушки и ремонта сетей, для снятия жира со шкур животных, а также примитивная кузница.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif">Экспозиция эвенкийских захоронений представлена воздушным и наземным типами.</font></div>

Тофаларское и эвенкийское стойбища

Тофаларское и эвенкийское стойбища

<font face="arial, sans-serif">Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.</font><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>К наиболее малочисленной народности России относятся тофы, охотники-оленеводы, проживающие в горах Восточного Саяна. По данным переписи 2002 г., тофов было 654 человека, из них чистокровных – 320 человек. Летом тофы жили в горах, где пасли оленей, а к зиме спускались в долины для охоты на пушного зверя. У тофов, также как и у других народностей, ведущих кочевой образ жизни, имелись сезонные стойбища. В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. Характерной хозяйственной постройкой стойбища тофов является наземный лабаз.</div><div><br></div><div>Экспозиционная структура музея сегодня сформирована лишь частично. В стадии научной проработки и комплектации находятся Верхоленская, трактовая, городская, Витимская золотопромышленная и переселенческая экспозиционные зоны, а также бурятский улус-летник и рабочая слобода. Для части из них в музей уже вывезены строения-памятники, которые находятся во временной сборке.(церковь троицкая) Сейчас в них размещены выставочные залы, гончарная и берестяная мастерские, трактир, пункт охраны.</div><div><br></div><div>Музейный комплекс «Тальцы» стал форпостом по сохранению уникального культурного наследия, сформированного народами, населяющими Прибайкалье. Реконструированная в музее традиционная культура русских и коренных народов Сибири позволит не только узнать прошлое, но и заглянуть в будущее многонациональной территории.</div><div><span style="white-space:pre"> </span></div></font></div>

Каскад водяных мельниц

Водяная мельница

Водяная мельница

<font face="arial, sans-serif">Каскад из 3 водяных наливных мельниц конца 19 века. Вывезен из деревни Владимировки Братского района. В Сибири у крестьян бытовало 3 вида мельниц: мутовчатые, подливные и наливные. Наиболее распространенными в конце 19 веке были наливные мельницы как более производительные.</font>

Каскад водяных мельниц

Каскад водяных мельниц

<font face="arial, sans-serif">Каскад из 3 водяных наливных мельниц конца 19 века. Вывезен из деревни Владимировки Братского района. В Сибири у крестьян бытовало 3 вида мельниц: мутовчатые, подливные и наливные. Наиболее распространенными в конце 19 веке были наливные мельницы как более производительные.</font>

Каскад водяных мельниц

К Илимскому острогу

К Илимскому острогу

<font face="arial, sans-serif">Илимская привратная Казанская острожная церковь (часовня) строилась как оберег ворот острога. Единственный сохранившийся архитектурный памятник культового зодчества Сибири 17 века. Вывезена из села Илимск в 1970 году. Реставрвция закончена в 1985 году. В 1991 освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом.</font>

Каскад водяных мельниц

Каскад водяных мельниц

<font face="arial, sans-serif">Каскад из 3 водяных наливных мельниц конца 19 века. Вывезен из деревни Владимировки Братского района. В Сибири у крестьян бытовало 3 вида мельниц: мутовчатые, подливные и наливные. Наиболее распространенными в конце 19 веке были наливные мельницы как более производительные.</font>

Деревня-малодворка

Усадьба крестьянина-середняка Непомилуева

Усадьба крестьянина-середняка Непомилуева

<font face="arial, sans-serif">Конец 17-19 веков. Вывезена из деревни Гарминки, Братского района. Крестьянин Непомилуев имел 10 га пахотных земель, 6-9 лошадей и столько же крупного рогатого скота. Представленный дом – одна из самых старых жилых построек дошедших до наших дней. Дом уникален своей конструкцией, он отапливается по черному.</font>

Деревня-малодворка

Деревня-малодворка

Деревня-малодворка

Усадьба крестьянина Прокопьева

Усадьба крестьянина Прокопьева

<font face="arial, sans-serif">60-е годы 19 века. Вывезена из деревни Зыряново, Нижнеилимского района. В архитектурном отношении эта усадьба отличается от сурового вида сибирского дома наличием пропильной резьбы по фронтону, которой стали украшать дома в начале 19 века. Чистый деревянный двор характерен для Ангаро-Илимской таежной зоны. Обычно полы мостились лиственничным драньем.</font>

Деревня-малодворка

Деревня-малодворка