Село Рязанцы

Село Рязанцы

Храм Живоначальной Троицы

Храм Живоначальной Троицы

<div><font face="arial, sans-serif">История храма Живоначальной Троицы, расположенного в селе Рязанцы (Резанцы) или Троицкое-Рязанцы насчитывает более 300 лет.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Первое, известное нам, упоминание о селениях на этой территории относится к временам правления Иоанна IV Грозного. Писцовые книги Шеренского стана 7082 года (1573-1574 годы от Рождества Христова) гласят: «Андреевское поместье Щелкалова, а ныне на оброке за дьяком за Рохманином за Русиновым сельцо Резаново: (пашни паханые 50 четв в поле (около 25 Га), а в дву потому ж доброй земли, сена 40 коп (4 Га сенокоса), лесу пашенного 4 десятины); пустошь Завражье: (за оврагом от Резанова) пашни паханые 30 четьи в поле а в дву потому ж, сена 30 коп, лесу 2 десятины. Да того ж Андреевского поместья пустошь Ескино продано в вотчину дьяку Рохманину Русинову».</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Название Рязаново по одной из версий происходит от фамилии более ранних его владельцев Резановых, по другой — от нашедших здесь укрытие во время нашествия хана Батыя беженцев из Рязани. Вторую версию поддерживает название находящейся рядом, так же в Шеренском стане, пустоши Батыево.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif">Думный дьяк Андрей Щелкалов, владелец Рязанова, был в то время весьма влиятельным человеком: с 1570 года он возглавлял Посольский приказ, &nbsp;контролировал внешнюю торговлю, а также был, можно сказать, главным казначеем и хранителем печати. Но уже через 15 лет, в 1584-1586 гг. сельцо сменило хозяина (им стал конюшенный дьячок Шемет Иванов), и стало значиться уже как пустошь Рязаново, а пустошь Завражье — как «Христофоровское поместье Нововыезжего». Далее, по прошествии 60 лет, в 1646 году хозяином деревни Завражье и сельца Резанова на речке Мележе стал стольник Иван Исленьев, род которого, внесенный в VI часть (потомственные дворяне) родословной книги Московской губернии, владел Рязанцами последующие 225 лет.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Деревянная сельская церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была построена во времена правления Петра I, в 1695 году, Василием Даниловичем Исленьевым в деревне Завражье и находилась полностью на его попечении. С обретением церкви село получило название Троицкое (Троицкое-Завражье). Спустя 15 лет, в 1704 году в Переписных книгах Патриаршего Казенного приказа церковь Живоначальной Троицы упоминается в селе Троицкое (Резаново), а Завражье значится пустошью.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">В 1713 году при Троицкой церкви был построен («по челобитью Василия Данилова сына Исленьева») и освящен по «Указу от 12 июля» придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Описание села Троицкое-Рязанцы Василия Васильевича Исленьева 1768 года приведено в экономических примечаниях к Генеральному межеванию: «Село по обе стороны двух оврагов безымянных, церковь деревянная Живоначальной Троицы, дом господский деревянный и при нем сад с плодовыми деревьями».</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Храм оставался деревянным менее века. В 1784 году была освящена новая каменная холодная церковь и колокольня с одним престолом во имя Живоначальной Троицы «утварью посредственна, с одним священником и двумя причетниками», построенная иждивением («по общанию» в помин по душе мужа, отставного поручика Конной гвардии В.В. Исленьева, умершего в 1780 году и похороненного в Донском монастыре) Марии Владимировны Исленьевой, урожденной Шереметевой. Каменная церковь, как и ранее деревянная, была построена на запрудной стороне, но уже напротив усадьбы. С начала XIX века отношения между священнослужителями Троицкой церкви и Исленьевыми резко ухудшаются из-за споров о размерах ежегодного содержания священно- и церковнослужителей и порядке использования усадебной, пашенной и сенокосной церковной земли. Результатом явилось лишение Троцкой церкви постоянной поддержки и ее переход на скудное содержание от прихожан и доброхотных дателей. В 1855 году на церковные угодья загнали барский скот, на что возмутился священник Сергий Успенский. Помещик в отместку стал обвинять его в неправильном расходовании церковных средств. Завязалась судебная тяжба, в которую лично вмешался митрополит Филарет (Дроздов) и заступился за священника.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Во время войны в 1812 году, владелицей имения была дочь Марии Владимировны, девица Исленьева Прасковья Васильевна, но уже в 1816 г. имение (6 дворовых и 295 крестьян) по наследству досталось ее братьям Александру и Михаилу. Сын последнего, Владимир Михайлович Исленьев после участия в войне с Наполеоном, выйдя в отставку в 1916 году («подполковником с мундиром»), служил инспектором в Конcтантиновском училище при Московской Межевой Канцелярии. Ее директором в то время был действительный статский советник и сенатор Александр Васильевич Алябьев. С его дочерью, Натальей Александровной В.М. Исленьев был помолвлен в 1815 году. Она была младшей из трех сестёр выдающегося русского композитора-романтика Александра Александровича Алябьева (1787-1851 гг.), прославившегося своими романсами, в частности лирическим, «кружевным», «переливающимся всеми цветами нотной радуги», «Соловьем», а также оперой и балетом. Тогда же или в следующем году состоялась свадьба, и в начале 1820 года родился сын Михаил. Скорее всего, в конце 1820-х годов Владимир Михайлович ушел в отставку и поселился для хозяйственной и семейной жизни в Рязанцах. Начиная с 1835 года, композитор часто и подолгу останавливался у сестры в Рязанцах. Здесь, в течение 5 лет (до 1840 года) Алябьевым были написаны более 36 песен, романсов, инструментальных произведений, музыкальных номеров к постановкам и т.д. Много произведений Алябьев посвятил своей давней возлюбленной, Екатерине Александровне Офросимовой (1803-1854 гг.), урожденной Римской-Корсаковой, к которой он был неравнодушен, но по жестокой прихоти судьбы попал в тюрьму, и она в 1826 году вышла замуж за другого. Увлечение Алябьева возобновилось в 1832 году, когда Офросимовы были «на водах» в Пятигорске, где было разрешено пройти курс лечения и ссыльному композитору. 30 июля 1839 года муж Екатерины умер, и ничто более, кроме времени (традиции обязывали выждать год), не мешало им соединиться.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Именно здесь, в имении сестры, ставшим ему практически родным, в селе Троицкое-Рязанцы Богородского уезда, в церкви Святой Живоначальной Троицы после Успенского поста, 20 августа 1840 года 53-летний композитор обвенчался со своей возлюбленной.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">В середине XIX века церковь значительно расширилась. В 1846 году по благословению митрополита Филарета (Дроздова) была построена деревянная часовня в деревне Еремино, которая впоследствии будет приписана к храму. А в декабре 1848 года по прошению В.М. Исленьева и священнослужителей Троицкого храма Московская Духовная консистория разрешила «распространение» церкви «поелику оная для настоящего числа прихожан оказывается непоместительною». Было решено переделать колокольню и трапезную, со «строением в ней двух приделов: с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, а с левой во имя Святителя и Чудотворца Николая». Просители оговаривали, что «постройка приделов и колокольни будет производиться на иждивение прихожан, с употреблением кошельковой церковной суммы».</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Для строительства двухпридельной теплой трапезы и колокольни Троицкой церкви в 1849 году на церковной земле Троицкого храма села Рязанцева епархиальным начальством было дозволено устройство кирпичного завода. Он существовал вплоть до 1857 года и обеспечивал не только кирпич для строительства, но и средства для оплаты работы мастеров (за счет продажи излишков кирпича). Постройка новых зданий закончилась к 1853 году (стены уже были оштукатурены). В этом же году настоятелем стал молодой священник Сергей Успенский, прослуживший в храме более 30 лет. При нем хорошо обустроили два придела: «вследствие коего полы насланы лещадью, иконостасы в обоих приделах поставлены и покрыты приличным колером, резьба вся изящно вызолочена, иконы все написаны лучшего достоинства, паникадила, лампады к иконам, подсвечники медные посеребренные, куплены хороших рисунков и прочной работы». В 1855 году один из приделов уже был освящен, другой — готов к освящению. Все долги были оплачены из пожертвований прихожан и из прибыли кирпичного завода. В 1863 году церковь обнесли оградой и покрыли железом. В 1867 году к храму приписали две деревянные часовни: одну — на месте старого деревянного храма (в настоящее время там располагается кладбище), другую – в деревне Еремино.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Во время строительства, в 1855-56 гг. умер Владимир Михайлович Исленьев. После него владельцами были его сыновья. Сначала Михаил, а в 1861 году — Василий. После отмены крепостного права Исленьевы еще продолжали оставаться в Богородском уезде. Но в 1872 году последний владелец из рода Исленьевых штабс-капитан Василий Владимирович Исленьев, продал часть, оставшуюся после раздела с крестьянами (усадьбу и земли — 613 десятин) врачу Колесову Сергею Ивановичу и богородскому купцу Елагину Петру Федоровичу, которые вскоре продали «усадебную землю» Федотову К.А., «крестьянину» Владимирской губернии.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">По данным переписи конца XIX века (1898 г.), в селе Резанцы 52 избы, 253 жителя. Сельское общество владело совместно с жителями деревни Ескино 388 десятинами земли, у домохозяев в селе было 30 лошадей и 40 коров. Главными из ремесел были шелкоткачество и размотка нитей с кокона шелкопряда, причем большинство (36 мужчин и 70 женщин) занимались этим в своем селении, а 46 мужчин и 12 женщин работали «на стороне».</font></div><div><font face="arial, sans-serif">В начале XX века планировалось дальнейшее обустройство храма: в 1905 году в Строительном отделении М.Т.П. рассматривался проект епархиального архитектора Благовещенского по устройству нового духового отопления и расширению арки в церкви села Троицкое-Рязанцево. И уже в 1906 году Московское Археологическое Общество разрешило проведение этих работ.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">В советское время село жило как и вся страна. Последним священником до закрытия Троицкого храма в 1937 году, был ныне прославленный в сонме Щелковских святых, священномученик Василий Крылов. Он родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергия Крылова. Василий окончил сельскую школу, а затем, в 1917 году родители отдали его в Дмитровское Духовное училище, которое уже в 1918 году было закрыто. Но ни в какие другие учебные заведения по известным причинам его не приняли, поэтому Василий стал служить в храме, помогая отцу. В 1923 году после кончины отца, викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия Сергеевича псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Бронницкого уезда. Через три года, 22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района. Вскоре он был определен диаконом к Богоявленской церкви в Елохове в Москве, а в 1929 году — переведен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождество на Истре. Почти сразу же после рукоположения, 4 июня 1931 года, отец Василий был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение, откуда вернулся 29 июня 1934 года и был направлен служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Отец Василий приступил к священническому служению со всей ревностью молодого пастыря. И через три года, после принятия НКВД секретного приказа о массовых арестах, 16 августа 1937 года был арестован одним из первых в Щелковском районе. Он не признал себя виновным в предъявленном обвинении и заявил, что все показания о нем свидетелей — ложь. Без особых разбирательств, 23 сентября следствие было закончено и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем, а затем, 13 октября, тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Василий Крылов скончался 31 мая 1942 года в Севжелдорлаге (Коми).</font></div><div><font face="arial, sans-serif">До 1958 года закрытый храм был нетронутым, поскольку ключи хранились у богобоязненного председателя сельсовета. После его смерти, когда председателем стала женщина, не боявшаяся Бога, началось разграбление храма (ризы выбрасывали в пруд, решетки на окнах вырывали, напольные плиты изымали для силосных ям, а в храме устроили хранилище удобрений).</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Через двадцать лет, в 1980 году, министерство культуры решило устроить в храме музей композитора Алябьева. Но дело ограничилось только ремонтом крыши, что, впрочем, предохранило храм от дальнейшего разрушения.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">В 1992 году начали пробиваться первые ростки возрождения церкви: образовалась община. В 1994 году настоятелем был назначен иеромонах Иов Ануфриев. Тогда же началось восстановление храма. С 1995 года настоятелем стал иерей Сергий Лапкин, который и по сей день трудится в этом благодатном месте в сане протоиерея.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">В 1995 году возле храма был приведен в порядок колодчик (святой источник), а в 2004 году была построена крытая купальня, освященная в честь архангела Гавриила, в которой происходит крещение с полным погружением и купание в течение всего года. В храме в приделе Святителя Николая построена купель для крещения взрослых. В 1995 году в храме произошло необычное событие: просветлела икона архангела Гавриила, находившаяся в алтаре, слева от Горнего места. С тех пор икона постоянно мироточит. Ее особо почитают не только в Щелковском районе, но за его пределами. Каждый понедельник по благословению митрополита Ювеналия совершается Божественная литургия и молебен с акафистом и водосвятием перед иконой. &nbsp;Возрожденный храм привлекает прихожан не только из соседних деревень, как встарь, но и из близлежащих городов, даже из столицы.</font></div>

Храм Живоначальной Троицы

Храм Живоначальной Троицы

<div><font face="arial, sans-serif">В 1960-е годы, когда храм был разрушен и полностью разграблен, одна из икон Царских врат сохранилась. Это икона Архангела Гавриила. Одна местная жительница подобрала ее возле храма, принесла домой и хранила у себя долгие годы. В 1994 году храм начал восстанавливаться, появился священник и икону вернули на своё законное место. К тому времени икона была чёрного цвета (цвета тёмного шоколада). На ней была видна только небольшая часть лица и два пальца левой руки. Даже невозможно было определить, кто на ней изображён. В 1995 году, в год 300-летия храма, за неделю до Вознесения, икона сама по себе стала светлой. На ней проявились крылья и райская ветвь в руках. Стала понятно, что это – часть иконы Благовещение, та часть, на которой изображён Архангел Гавриил. Нижний край намок, и от иконы исходил приятный запах. На Троицу, во время службы, в том месте, где ветвь, образовалась и стекла капля. Стало понятно, что это чудесное явление Божией Матери связано с мироточением. За иконой наблюдали два года. Настоятель храма написал рапорт в Московскую епархию. В ответ была получена резолюция высокопреосвященнейшего Ювеналия: «Возблагодарим Господа за его милости…». В постановлении сказано совершать особые молитвы перед этой иконой. С ноября 1996 года по понедельникам совершаются литургия во славу Небесных Сил бесплотных и молебен с акафистом и водосвятием перед иконой Архангела Гавриила .</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Многие люди приезжают и получают утешения, молясь перед иконой Архангела Гавриила. Имеются описания чудесной помощи Божией и исцелений.</font></div>

Храм Живоначальной Троицы

Храм Живоначальной Троицы

<div><font face="arial, sans-serif">В Рязанцах, после выхода своего мужа в отставку, жила с семьей Наталья Александровна Исленьева, младшая сестра Алябьева А.А. У них композитор жил подолгу в 1835-40 гг., здесь в селе он и венчался в 1840 г.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Каждые два года в Рязанцах, торжественно и красочно проходит областной музыкальный праздник, посвященный творчеству композитора А.А. Алябьева. Это место давно стало для многих любителей музыки священным: и остатки старинного парка усадьбы, и широкий пруд, и Троицкая церковь, стены которой помнят праздничное торжество долгожданного венчания в 1840 г. немолодого уже композитора со своей старой любовью.&nbsp;</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Подробная информация о жизни Алябьева А.А. в Рязанцах приведена в книге Георгия Ровенского "Алябьев в Рязанцах".</font></div>

Храм Живоначальной Троицы

Храм Живоначальной Троицы

<div><font face="arial, sans-serif">Недалеко от храма – святой источник, освящен в честь Архангела Гавриила. В 1995 году возле храма был приведен в порядок колодчик (святой источник), а в 2004 году была построена крытая купальня, освященная в честь архангела Гавриила, в которой происходит крещение с полным погружением и купание в течение всего года.</font></div><div><font face="arial, sans-serif">Вода из святого источника обладает целительными свойствами. С искренней молитвой вода святого источника способствует излечению больных и страждущих.</font></div><div><font face="arial, sans-serif"><br></font></div><div><font face="arial, sans-serif"><div>Родники родной моей России</div><div>Из слезинок матушки-земли!</div><div>Что в своей вы памяти носили</div><div>И куда веками вы текли?</div><div>Родники! Вода ваша давала</div><div>Силу богатырскую и стать.</div><div>Помните, как в старину бывало:</div><div>В родниках детей купала мать.</div><div>Так что пойте, родники России!</div><div>Пойте звонче. Пусть услышат все.</div><div>Здесь живёт народ, под небом синим,</div><div>Радуясь невиданной красе.</div></font></div>