Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Выставка организована в сотрудничестве с Тейт (Лондон)

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Даты проведения: 5 марта — 19 мая 2019
Пресс-показ: 4 марта 2019, 12:00
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Кураторы: Элена Криппа (куратор современного и новейшего британского искусства,
Тейт), Данила Булатов (научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)

Paula-Rego-Bride-1994-Tate

ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Тейт (Лондон) представляет выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Впервые российский зритель получит возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни. В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.

Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году для обозначения ряда выдающихся лондонских художников, в работах которых в центре внимания была человеческая фигура. Впоследствии его стали употреблять в основном применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены еще четыре художника, чьи творческие и педагогические установки как преподавателей, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе, — это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.

В противовес абстракционизму и концептуализму мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи. Не стремясь следовать направлению развития актуальных художественных течений, эти художники видели свою задачу в передаче реальных, «жестоких» сторон жизни, в выражении чувственно-осязаемой действительности. Нагляднее всего это демонстрируют работы Дэвида Бомберга и его учеников – Франка Ауэрбаха и Леона Коссофа.

В центре внимания художников Лондонской школы оказалось человеческое тело; передаче его уязвимости и одновременно жизнеспособности посвящены многие работы художников. Невероятная тщательность наблюдения за моделью и психологизм портретов Люсьена Фрейда снискали ему славу «Энгра экзистенциализма».

Наряду с обращением к человеческой фигуре, для художников Лондонской школы характерен интерес к пейзажному жанру. Созданные ими образы Лондона связаны с личными историями и субъективным восприятием города, в метафорическом смысле они оказываются своеобразными экзистенциальными автопортретами их авторов. Живопись как глубоко автобиографический процесс – вот что интересовало представленных на выставке художников.

Художники Лондонской школы разрабатывали сложные сюжеты, уделяя особое внимание динамике и эстетике социальных отношений. Фрэнсис Бэкон неоднократно говорил о желании уйти от повествовательности, однако его работы представляют собой непрерывный рассказ о личной жизни, отношениях и потерях. Майкл Эндрюс и Р.Б. Китай, в свою очередь, создавали образы на основе литературных источников, фотографий и работ других художников.

Этот проект встает в один ряд с более ранними масштабными выставками, осуществленными ГМИИ в сотрудничестве с Тейт: «Тёрнер. 1775–1851» (2008–2009), «Уильям Блейк и британские визионеры» (2011–2012), «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (2013). Экспозиция продолжает знакомить российского зрителя с важнейшими вехами в истории искусства Великобритании, а также с основными направлениями и тенденциями в европейском искусстве после Второй мировой войны; первым шагом на этом пути был проект «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (2017).

Выставка ранее с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. В общей сложности ее посетили более 600 тысяч зрителей.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «В драматичное послевоенное время, связанное с болью утрат и переоценкой социальных, философских и культурных парадигм, искусство взяло на себя смелость не только вновь поднимать самые сокровенные, самые “проклятые” вопросы, но и пытаться давать на них ответы. Один из таких вопросов – что значит быть человеком, личностью в век массовой субъективности, сформированной всепроникающими “машинами желания”? Как противостоять пространству симуляции – пространству, в котором ничто не правда, все относительно? Рецепт британских художников заключался в том, чтобы зацепить самые сильные эмоциональные струны, апеллировать к самым глубинным человеческим чувствам, таким как физическое ощущение присутствия себя в пространстве или тактильное, осязательное восприятие окружающего мира. Их живопись практически всецело про интенсивность переживания и, конечно, – всегда про человека. На картинах, представленных на выставке, человек чаще всего наг и беззащитен: эти образы испытывают и нашу реакцию, и чувствительность – проверяют, живы ли мы».

Мария Болшоу, директор Тейт: «Выставка являет собой кульминационный момент в истории многолетних партнерских взаимоотношений между нашими институциями, основывающихся на межмузейном обмене значительными произведениями искусства и выставками. Этот проект способствует осуществлению нашей общей миссии, направленной на то, чтобы искусство было востребованным и понятным широкой зрительской аудитории».

Специально к выставке подготовлена образовательная программа, в рамках которой пройдут лекции кураторов проекта Элены Криппы (Тейт) и Данилы Булатова (ГМИИ им. А.С. Пушкина). С лекциями также выступят Кэтрин Лэмперт – куратор, директор Галереи Уайтчепел (с 1988 по 2001 год), автор книг о Франке Ауэрбахе и Юэне Аглоу, историк театра, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич и заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Александра Данилова.

Кроме того, выставку будет сопровождать цикл дискуссий, подготовленный агентством Science.me. В дискуссиях примут участие ведущие российские ученые – специалисты по изобразительному искусству, поэзии, философии и социальной антропологи.

Выставка будет сопровождаться специальной образовательной программой для людей с инвалидностью, которая включает экскурсии на жестовом языке, тактильную экспозицию для незрячих и слабовидящих, а также диджитал-гиды на сайте музея и платформе IZI.travel.

СПРАВКА

Тейт (Лондон)

Галерея Тейт была основана в 1897 году сахарным магнатом Генри Тейтом, обладавшим коллекцией британского искусства XIX века. Сегодня Тейт объединяет четыре музея, среди которых Британская галерея Тейт, Современная галерея Тейт, Тейт Ливерпуль и Тейт Сент-Айвс. Тейт обладает национальной коллекцией британского искусства, начиная с 1500 года и до наших дней, коллекцией мирового современного искусства, которая включает 70 000 произведений. Не так давно Тейт расширил свою коллекцию произведениями из Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Южной Азии.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства, хранящий памятники, созданные мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 000 произведений. Жемчужиной собрания является коллекция произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов, одна из самых известных в мире.

Банк ВТБ

Сотрудничество банка ВТБ с ГМИИ им. А.С. Пушкина началось в 2005 году.  За этот период был реализован ряд крупных совместных проектов, среди которых выставки «Встреча с Модильяни», «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе», «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Пикассо & Хохлова», «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники». В 2018 году ВТБ стал генеральным спонсором музея.