В Москве пройдет серия кинопоказов «Хроники Катастрофы»

Дата: 21-26 января 2020 г.
Где: Москва, кинозалы Третьяковской галереи

Открыта регистрация на показы лучших короткометражных фильмов “Оскара”, посвященных теме Холокоста, подробнее на сайте

В Большом зале Новой Третьяковки состоится открытие программы кинопоказов “Хроники Катастрофы”, организаторами которой выступил Российский еврейский конгресс при поддержке Правительства Москвы. Событие проходит в рамках “Недели Памяти” — ежегодного цикла мемориальных и образовательных мероприятий в России, приуроченных к 27 января, Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной армии.

В рамках программы кинопоказов “Хроники Катастрофы” будет представлено 12 фильмов о Холокосте — крупнейшей гуманитарной катастрофе в истории человечества, унесшей жизни более 6 миллионов евреев. Откроется программа 21 января показом сборника фильмов “Холокост. Переосмысление. Выбор премии Оскар”, куда вошли российские премьеры картин “Висас и Вирту” (США, режиссер Крис Ташима, “Оскар” за “Лучший короткометражный фильм” 1998), “Страна игрушек” (Германия, режиссер Йохен Фрейданк, “Оскар” за “Лучший короткометражный фильм” 2008), “Леди в номере 6” (США, Канада, Великобритания, режиссер Малкольм Кларк, “Оскар” за “Лучший короткометражный документальный фильм” 2014), а также фильм “Кожа” (США, режиссер Гай Наттив, “Оскар” за “Лучший короткометражный фильм” 2018). Фильм »Кожа» представит на открытии кинопродюсер и президент компании «Studio Mao A film production» Стивен Мао. 

Анатолий Голубовский, советник президента Российского еврейского конгресса по культуре: “В России никогда еще не было так полно представлено то, что я бы назвал “интернациональной рефлексией по поводу Холокоста”. Мучительный опыт человечества представлен в программе и мощными эпическими высказываниями (“Раскрашенная птица”), и эмоциональными камерными короткометражными фильмами (программа оскаровских короткометражек), и глубокими аналитическими документальными исследованиями (“Бухгалтер Освенцима”, “Загадка Черной книги”), и уникальными свидетельствами (любительская съемка в Варшавском гетто на 8-миллиметровую камеру из фильма “Натюрморт”). Мы не могли не включить в программу великое произведение режиссера Клода Ланцмана “Шоа”, объединяющее  все перечисленные стилистики и подходы к осмыслению Холокоста. Уверен, в год 75-летия окончания Второй мировой войны необходимо постоянно напоминать людям, от какой цивилизационной деградации спасла мир великая Победа. Российский еврейский конгресс представит в залах Третьяковки документальное и игровое кино высочайшего мирового качества, фильмы, которые нельзя пропустить”.  

На фестивале будет впервые показан документальный фильм “Зива Постек. Монтируя Шоа” (Канада, 2018). Постек была не просто монтажером, а равноправным соавтором Клода Ланцмана в работе над фильмом “Шоа”. Зива Постек также посетит Москву и примет участие в Q&A после показа картины.

Еще один гость программы продюсер и режиссер Славомир Грюнберг расскажет о своем новом фильме “Натюрморт” (Польша, США, 2019). Картина рассказывает о трагедии Лодзинского гетто через историю одной из его бывшей жительниц — Лильки Эльбаум, ныне живущей в Бостоне, которая возвращается в Лодзь в поисках своих детских воспоминаний. 

Израильский продюсер и режиссер документального кино Борис Мафцир представит фильм “Загадка черной книги” (Израиль, 2019), рассказывающем о сборнике свидетельств и статей об убийстве двух миллионов семисот тысяч евреев во время нацистской оккупации в Советском Союзе. 

Также на фестивале состоятся российские премьеры картин “Варшава: Разделенный город” (Польша, США, 2019) режиссера Эрика Беднарского, “Раскрашенная птица” ( Чехия, Словакия, Украина, 2019) режиссера Вацлава Мархоула (“Золотой лев” Венецианского международного кинофестиваля 2019), “Еврей должен умереть” (Швейцария, 2016) режиссера Джейкоба Бергера и “Бухгалтер Освенцима” (Канада, 2018) режиссера Мэттью Шойхета, посвященный Оскару Грёнингу, приговоренному в июле 2015 года судом города Люнебург к четырем годам лишения свободы за пособничество убийству не менее 300 тысяч человек.

Закроет программу показ знаменитого фильма “Шоа” (Франция, Великобритания, 1985) французского режиссера Клода Ланцмана, который работал над ним более 12 лет.

 


Исключительная особенность фильма — полное отсутствие архивных документальных материалов. Фильм состоит из интервью, которые Клод Ланцман проводил в 1974–1980 годах в 14 странах с участниками событий около городка Хелмно в Польше, в концентрационных лагерях Аушвиц (Освенцим), Треблинка, Терезиенштадт. Мировая премьера фильма “Шоа” состоялась в 1985 году. Картина получила премии на кинофестивалях в Берлине и Роттердаме, национальную кинопремию Франции “Сезар”, премии Британской академии кино, Международной ассоциации кинодокументалистов, Общества кинокритиков Нью-Йорка, Бостона, Канзас-сити, Лос-Анджелеса, а также премию Национального общества кинокритиков США. Показ пройдет при поддержке Гёте-Института в Москве .

Российский Еврейский Конгресс предоставляет всем желающим возможность бесплатно посмотреть фильмы программы. Для этого нужно зарегистрироваться и получить бесплатный билет. Количество билетов ограничено! Подробнее на сайте

Организаторы отмечают, что во многом благодаря кинематографу Холокост как предмет памяти продолжает занимать столь важное место в жизни современного общества. При этом, с каждым годом кинематографисты со всего мира все больше и больше посвящают свои фильмы этой ужасной трагедии. К сожалению, многие фильмы обходят стороной Россию. Программа кинопоказов даст российскому зрителю возможность впервые увидеть наиболее важные фильмы о Холокосте последних лет.

Неделя Памяти Жертв Холокоста

С 20 января по 2 февраля 2020 года Российский еврейский конгресс совместно с Правительством Москвы, Федеральным агентством по делам национальностей РФ, центром-фондом «Холокост» проводит «Неделю Памяти Жертв Холокоста» — ежегодный цикл мероприятий в России, приуроченных к 27 января, Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной армии.

«Неделя Памяти Жертв Холокоста» внесена в федеральный план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В рамках «Недели памяти» проводятся различные образовательные и культурные мероприятия, такие как: выставки, мемориальные вечера, кинопоказы, спектакли, семинары для учителей российских школ, школьников, а также учащихся высших и средних учебных заведений.

Полный список мероприятий http://www.memoryweek.ru/

«ХОЛОКОСТ. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ». ВЫБОР ПРЕМИИ «ОСКАР».

Сборник короткометражных фильмов-победителей премии «Оскар» разных лет,  посвященных холокосту, нацизму и расизму. Это своего рода послание современникам и их потомкам, призванное осознать и до конца сделать выводы о величайшей трагедии 20-го века. Три из четырех фильмов программы будут впервые показаны на большом экране в России.

«ВИСАС И ВИРТУ»

Visas and Virtue
Оскар за Лучший короткометражный фильм 1998
США,  1997 год,  26 минут
Режиссер: Крис Ташима

Японский дипломат и его жена были дислоцированы в небольшом литовском городе, расположенном неподалеку от одного из концентрационных лагерей. Заключенные знали о Генеральном консуле, он же знал о них. Перед ним стояла сложная дилемма: он мог выдавать подпольные визы евреям, но тем самым рисковать собственной жизнью; он мог и просто остаться в стороне. Его решение спасло более 6000 человеческих жизней.

«СТРАНА ИГРУШЕК»

Spielzeugland
Оскар за Лучший короткометражный фильм 2009
Германия,  2007 год,  14 минут
Режиссёр: Йохен Фрейданк

Действие фильма происходит зимой 1942 года в небольшом немецком городке. Маленький Генрих Майснер дружит с Давидом Зильберштейном, мальчиком из еврейской семьи, которого ждет концлагерь.

Мать Генриха, чтобы уберечь сына от травмы, пытается убедить его, что Давид и его семья отправляются в путешествие в далекую Страну игрушек.

ЛЕДИ В НОМЕРЕ 6

The Lady in Number 6: Music Saved My Life
Оскар за Лучший короткометражный документальный фильм 2014
США, Канада, Великобритания, 2013, 39 минут
Режиссер:  Малкольм Кларк

Героиня фильма, Алиса (которая на момент выхода фильма была старейшей уцелевшей жертвой Холокоста), родилась в 1903 году в богатой еврейской семье, погруженной в мир классической музыки и литературы. Но даже высокое положение и деньги в те времена не гарантировали безопасность.

В 1943 году Алису, ее мужа, их 6-летнего сына Рафаэля (Рафи) и мать Алисы загнали в вагон и вывезли в Терезиенштадт, бывший военный гарнизон недалеко от Праги, который в нацистской пропаганде считался образцовым гетто — «подарком евреям от Фюрера». Там был свой оркестр, театральная труппа и даже футбольная команда. В фильме Алиса, пианистка по профессии, рассказывает, как ее оптимизм и любовь к музыке помогли ей пережить Холокост. Алиса умерла в возрасте 110 лет за неделю до того, как фильм получил «Оскар».

«КОЖА»

Scin
Оскар за Лучший короткометражный фильм 2018
США, 2018, 20 мин
Режиссер: Гай Наттив

Фильм повествует о войне банд в маленьком городке, которая начинается после того, как чернокожий улыбается белому ребенку в супермаркете. Основным мотивом, побудившего режиссера Гая Наттива снять этот фильм стала история его дедушки и бабушки, переживших Холокост.

«Нетерпимость, которую они испытали во время Холокоста, мы видим сегодня повсюду, в Америке, в Европе. Этот фильм об образовании, о том, как лучше учить своих детей» — сказал Гай Наттив на церемонии вручения «Оскара».

«РАСКРАШЕННАЯ ПТИЦА»

The Painted Bird
Чехия, Словакия, Украина, 2019, 169 минут
Режиссер — Вацлав Мархоул

Участник шорт листа премии «Оскар» 2019 от Чехии.

Золотой лев Венецианского международного кинофестиваля

Главный герой фильма, основанного на знаменитом одноименном романе Ежи Косинского — мальчик, которого родители, преследуемые нацистами, отправляют к пожилой тетке. Вскоре она умирает, и мальчик вновь остается один.

Он скитается от деревни к деревне, от дома к дому. Пытаясь выжить, мальчик сталкивается с бездумной жестокостью невежественных и суеверных крестьян. Он становится свидетелем ужасающих зверств как русских, так и немецких солдат, не знающих жалости.

«ВАРШАВА: РАЗДЕЛЁННЫЙ ГОРОД»

Warsaw: A City Divided
Польша, 2019, 71 минута
Режиссер — Эрик Беднарский

В 1941 году в оккупированной немцами Варшаве, вскоре после создания нацистами еврейского гетто, поляк-энтузиаст Альфонс Циолковский снял на 8-миллиметровую камеру 10-минутное видео по обе стороны разделенного города.

Впервые за многие годы эти видеозаписи станут доступны широкому зрителю. Вместе с чередующимися  кадрами современной Варшавы и интервью с экспертами и выжившими, они будут документировать ежедневные ужасы жизни в гетто военного времени.

«ЗАГАДКА ЧЁРНОЙ КНИГИ»

The Mystery of the Black Book
Израиль, 2019, 70 мин. документальный
Режиссер — Борис Мафтсир

В октябре 1947 года в Москве должна была быть опубликована «Черная книга» — сборник свидетельств и статей об убийстве двух миллионов семисот тысяч евреев во время нацистской оккупации в Советском Союзе. Но ее публикация была пресечена властями. Как будто Холокоста советских евреев и не было никогда. Почему Сталин решил скрыть эти доказательства, убедительные и документально подтвержденные?

Может быть, энтузиазм советских евреев по поводу создания Государства Израиль вызвал это коллективное наказание со стороны правительства? После революции советские евреи считались верными союзниками в строительстве и управлении Советским Союзом. Почему и как они стали подозреваемыми в «двойной игре», потенциальными предателями, гражданами второго сорта?

«ЕВРЕЙ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ»

Un Juif pour l’exemple
Швейцария, 2016, 73 мин
Режиссер: Джейкоб Бергер

16 апреля 1942 года в Пайерне произошло беспрецедентное убийство 60-летнего Артура Блоха: его зазвали в амбар, расчленили его тело, вымочили куски «мяса» в молоке, спрятали их в молочных бидонах и бросили в озеро Невшатель. Шайку головорезов поддерживает благочестивый пастор Лугри, предлагающий Гитлеру мертвого еврея в подарок на день рождения.

Steven Matthews, Pierre-Antoine Dubey, Paul Laurent, Aurélien Patouillard, Baptiste Coustenoble

Исполнитель роли Артура Блоха — Бруно Ганц (исполнивший роль Гитлера в фильме «Бункер») говорил, что фильм обличает слепоту швейцарцев, которые долгое время верили в «невинность» родины и отрицали всяческую свою причастность к Катастрофе. Точнее, соучастие в ней.

«ЗИВА ПОСТЕК. МОНТИРУЯ ШОА»

Ziva Postec. La monteuse derrière le film Shoah
Канада, 2018, 92 мин., документальный
Режиссер — Катрин Эбер

Зива родилась в 1940 году в Тель-Авиве, в юности оказалась во Франции, была завсегдатаем знаменитого богемного кафе La Coupole, работала с Аленом Рене, Орсоном Уэллсом, Жаком Тати. Вышла замуж за актера и режиссера Робера Постека, отправилась с ним в Израиль, где он трагически погиб. Эта смерть и тень страшной гибели европейских евреев (почти вся семья Зивы погибла во время Холокоста) подготовили ее к работе с материалом, который собирал Клод Ланцман, интервьюировавший бывших узников концлагерей, немцев-охранников и поляков, живших по соседству.

Зива Постек говорит, что на вопрос о смысле «Шоа» ответила уверенно, что это фильм о смерти. А режиссер уточнял, что собрал не воспоминания живых, а рассказы немертвых о мертвых. Катрин Эбер уверена, что Зива Постек была не просто монтажером, а равноправным соавтором Клода Ланцмана.

«НАТЮРМОРТ»

Still life in Lodz
Польша, США, 2019, 75 мин.
Режиссер – Славомир Грюнберг

Мы узнаем о трагедии Лодзинского гетто через историю одной из его бывших жительниц — Лильки Эльбаум, ныне живущей в Бостоне, которая возвращается в Лодзь в поисках своих детских воспоминаний. В путешествии Лилку сопровождает житель Нью-Йорка Поль Суллер и израильтянин Рони Бен Ари. Все трое связаны общей историей произошедшей Лодзе.
В фильме представлены послевоенные произведения Дэвида Фридмана (1893-1980), изображающие мучительную повседневную жизнь в Лодзинском гетто, Освенциме и марш смерти. Среди архивных материалов-уникальные сцены из гетто, фотографии и хроники из Лицманштадта, так немцы называли Лодзь во время войны. В картине показаны вступление немецких войск в 1939 и советских войск в 1945, а также послевоенные архивы гетто. Эта мультимедийная техника позволяет зрителям воссоздать чёткую атмосферу жизни в Лодзи, Холокоста и семейных историй, за которыми зритель следит весь фильм.

«БУХГАЛТЕР ОСВЕНЦИМА»

The Accountant of Auschwitz
Канада, 2018, 78 мин.
Режиссер — Мэттью Шойхет

Получивший прозвище «бухгалтер Освенцима» Оскар Грёнинг, приговоренный в июле 2015 года судом города Люнебург к четырем годам лишения свободы за пособничество убийству не менее 300 тысяч человек, скончался в больнице 2019 году, так и не просидев ни дня в тюрьме. 

Дело Грёнинга получило широкий резонанс, поскольку впервые в соучастии в убийствах был признан сотрудник концентрационного лагеря, лично в убийствах не участвовавший.

С сентября 1942 года по октябрь 1944 года эсэсовец Грёнинг заведовал в Освенциме деньгами и ценными вещами депортированных. Он пересчитывал деньги, найденные в багаже узников, сортировал их и отправлял в управление СС в Берлине.

«ШОА»

Shoah
Франция, Великобритания, 1985, 563 мин. документальный
Режиссер — Клод Ланцман

Французский режиссер Клод Ланцман работал над фильмом более 12 лет, он снимал фильм не о Холокосте как проблеме, касающейся исключительно евреев — автор считает, что Холокост стал проявлением заката европейской культуры.

Исключительная особенность фильма — полное отсутствие архивных документальных кино и фотоматериалов, снятых до, во время и после окончания описываемых в нем событий. Фильм состоит из интервью, которые Клод Ланцман проводил в 1974–1980 годах в 14 странах с участниками событий около городка Хелмно в Польше, в концентрационных лагерях Аушвиц (Освенцим), Треблинка, Терезиенштадт.