О, этого концерта поклонники Петра Налича ждали многие годы! Ждали практически безнадежно, почти смирившись с неосуществимостью мечты, – и вдруг он случился, причем как-то почти внезапно, но был от этого только еще более великолепен. Ведь те, кто хоть чуть-чуть в теме, знают, что именно Петр буквально создан для неаполитанских песен. Волшебная красота этих мелодий, словно настоянных на пряных ароматах средиземноморских трав, сдобренных морскими брызгами и пропитанных ласковым южным солнцем, как-то особенно гармонирует с очень узнаваемым тембром голоса Петра и его исполнительской манерой. Возможно, в прошлой жизни Петр и правда родился где-то у подножия Везувия – как бы то ни было, довольно мокрым и свежим вечером 19 июля в парке Царицыно было тепло и солнечно. Петр Налич давал свой первый «неаполитанский» концерт.

О том, как много откликов пробуждает Италия в русской душе, Петр Налич говорит со сцены уже не первый раз. И хоть говорит он это с мягкой улыбкой, на самом деле он прав: это так, итальянская культура задевает в наших душах какие-то особо тонкие струны. Видно, резонируют они не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне. И к музыке это относится чуть ли не в первую очередь: ведь, как известно, итальянский язык сам по себе является музыкой, переложенной на речь. И ничего не поделаешь: хоть «Bella, Chiao», хоть Челентано, хоть Паваротти – противиться этим чарам нету сил.

Есть и еще один момент. С рассуждений о «балканской» мелодике, «балканских мотивах» в творчестве начинается каждый третий рассказ о Петре Наличе (как-то раз во время очередного интервью он в ответ на это клише даже съязвил «фамилию, что ли, сменить»). Но на самом деле балканшина и цыганщина в его музыке кажущиеся, достаточно переслушать Бреговича или настоящих цыган. Авторский стиль Налича достаточно самобытен, чтобы не искать к нему каких-то стилевых привязок – да это и бессмысленно, при том что, конечно, без различных влияний не обошлось. Но искать нужно влияния не «балканские», а романские – и не в последнюю очередь итальянские. Наверняка сыграло роль и классическое певческое образование: ведь опера просто немыслима без Италии. Всё это вылилось не только в мелодичность и певучесть многих сочинений Налича, но и в солидное количество собственных песен на итальянском языке, а также песен, которые хоть и имеют русский текст (а то и вовсе не имеют оного), но такое ощущение, что с легкостью стали бы хитами на конкурсе в Сан-Ремо.

Неаполитанские песни появились в концертах Петра Налича буквально с самого начала его эстрадной карьеры. Уже в самые стародавние времена на концертах МКПН в какой-то момент вихри безудержной страсти стихали, Петр брал гитару, и пространство заполнял его голос, звучавший на пике своей красоты, – голос, который делал со слушателями что-то такое, после чего жизнь уже не имела шансов остаться прежней. Надо сказать, я вообще познакомилась с жанром неаполитанской песни благодаря Петру, открывая эти произведения для себя на его концертах одну за другой. Они появлялись и в более академическом звучании в оперных концертах Налича – в основном эдакой долгожданной вишенкой на торте на бисах. Ведь неаполитанские песни, впитавшие лучшее от народных и академических традиций, как раз отличаются тем, что прекрасно звучат в достаточно разных вариантах исполнения. И очень часто у Налича это были не только всем известные у нас самые раскрученные хиты, но и песни редко исполняемые, и однако не менее очаровательные. Звучали они, кстати, всегда на языке оригинала, что позволяло прочувствовать их в полной мере.

Но одно дело пусть даже несколько песен в качестве приложения к другой программе, и другое – целый тематический концерт. Это событие состоялось в рамках фестиваля «Дачное Царицыно», проходившего под лозунгом «в Царицыно как на дачу»: десять дней, с 12 по 21 июля, в парке под стенами главного здания дворцового комплекса игрались спектакли и концерты. Название фестиваля подразумевало атмосферу дач интеллектуальной элиты прошлого, когда в домашних концертах могли участвовать такие люди, как Федор Шаляпин. Участником фестиваля стал и режиссер Александр Легчаков, автор оперы-променада «Пиковая дама», выступивший с лекцией о своем понимании произведений Пушкина. А благодаря Легчакову присоединились к программе и его солисты: Екатерина Лукаш и Ксения Мусланова исполняли романсы Чайковского, а Галина Войниченко представила неожиданную – вокальную – подачу всем известного «Детского альбома» этого композитора.

Петр Налич – знаменитый Германн оперы-променада, имеющий в своем репертуаре массу произведений Чайковского, но нам очень повезло: ожидания, возможности организаторов и прочие «звезды», видно, сошлись так, что Петру суждено было представлять на фестивале Италию. Аккомпанировал ему квинтет «Компромисс» Григория Середина.

И как, однако, это выглядело! Петр в смокинге и бабочке, причесанный – верх элегантности и образец безупречного стиля, ни дать ни взять звезда итальянской эстрады из каких-нибудь 70-х. Налич сам вел концерт, предварив его строками Пушкина об Италии и сопровождая каждую песню шутливым комментарием. Но самый восторг для знатоков – выбор песен. Здесь были и всем известные, на подобие O sole mio или Santa Lucia, и такие, которые наверняка уже стали редкостью и в самой Италии. Era de Maggio, Bambina bruna, I te vurria vasa, Marechiare, сицилийская песня про ослика Lu me sciccareddu: где-то – как привет из юности наших родителей, эпохи черно-белых телевизоров и грампластинок фирмы «Мелодия», где-то – и вовсе открытия для большинства. Неудивительно, что каждую песню провожали громкие аплодисменты: наверняка прониклись даже случайные зрители.

А ведь пора расцвета этого интереснейшего жанра миновала: если в 30-е годы XIX века существовали конкурсы неаполитанской песни, во второй половине XIX века и первой половине XX создавались всемирно известные хиты жанра, то к концу XX века традиция явно стала угасать, и уже осовремененные фестивали неаполитанской песни перестали проводиться в 2004 году. Так что царицынское «путешествие» было не только в пространстве, но и во времени.

Отдельный сюрприз ждал всех после окончания основной программы: на бисы Петр припас пару своих песен на итальянском языке – Che cosa и L’istante dell’onde. И знаете, если бы он их не объявил, то только поклонники, хорошо знакомые с его творчеством, отличили бы эти песни среди настоящих итальянских.

Совсем «на посошок» выпросили еще один бис: «Вернись в Сорренто». И уже после всего, после речей и прощаний, в темноте за сценой – картина, как в кино: толпа восторженных поклонников обступила мировую знаменитость, которая была по-голливудски красива и как-то не по-звездному смущалась своей славы…

Занавесом послужил продолжительный ливень, который как будто терпеливо ждал окончания концерта, несмотря на переполненные влагой тучи.

Стоит ли упоминать, как теперь все будут ждать возвращения этой звезды итальянской эстрады – то есть очередного неаполитанского концерта в исполнении Петра Налича…

Возможно, на следующих концертах мы услышим новые сочинения автора – такое ощущение, что они появляются непрерывно. Отрывки, кусочки, эскизы их можно найти у Налича в соцсетях – инстаграме и фейсбуке. Там же – много интересного, от видео с репетиций до рисунков, а также полезной информации о концертах. Где найти? А вот тут:

https://www.instagram.com/peter_nalitch/?hl=ru
https://www.facebook.com/peter.nalitch.5