Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

представляют

Публичная программа «Мифология завтра»

Сессия «Медианаркоз. Искусство между мистическим сознанием и разломами реальности»

Clement Cogitore «An archipelago» Video, 2011 Courtesy Galerie Eva Hober, Paris & Galerie Reinhard Hauff, Stuttgart

Clement Cogitore
«An archipelago»
Video, 2011
Courtesy Galerie Eva Hober, Paris & Galerie Reinhard Hauff, Stuttgart

24 января 2019, 19:00
Волхонка, 12, Итальянский дворик

В ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет дискуссия о современном мистическом мышлении с участием Клемана Кожитора (Франция). Художник и кинорежиссер впервые в России представит свой фильм The Evel Eye (2018), за который он в 2018 году получил премию Марселя Дюшана, одну из крупнейших наград в области современного искусства.

В рамках программы публичных событий «Мифология завтра» направления «Пушкинский XXI» эксперты в разных областях знаний рассуждают о том, как технологии становятся инструментами искусства и к какому будущему это может нас привести. Центром внимания новой дискуссии станут работы Клемана Кожитора, участника кинофестивалей в Каннах и Локарно, номинанта премии Cesar и лауреата премии Марселя Дюшана, чьи видеоинсталляции и фотоработы экспонировались на персональных выставках во многих странах Европы. В своих видео художник демонстрирует противоречия современного мира, в котором одновременно могут существовать архаичные традиции и общество потребления, встроенное в паутину технологий. Кожитор показывает рейв как современный ритуальный танец, субкультуру как новый тип племени, гипноз медиаобразами как идолопоклонничество, экран смартфона как источник новых мифов. Некоторые его фильмы основаны на российских реалиях, так «Белютин» (2011) посвящен художнику Элию Белютину, а «Брагино» (2017) рассказывает о жизни двух враждующих семей старообрядцев в сибирской тайге.

Clement Cogitore «An archipelago» Video, 2011 Courtesy Galerie Eva Hober, Paris & Galerie Reinhard Hauff, Stuttgart

Clement Cogitore
«An archipelago»
Video, 2011
Courtesy Galerie Eva Hober, Paris & Galerie Reinhard Hauff, Stuttgart

В рамках дискуссии социологи, художники, теоретики медиа и философы поговорят о том, как рождается современное мистическое мышление, какие миры оно создает, а также как современное и классическое искусство это мышление подкрепляет или трансформирует. Наряду с российской премьерой видеоинсталляции The Evel Eye, в которой Кожитор исследует роль и власть цифровых изображений в современную перенасыщенную информацией эпоху, будут также представлены его работы An archipelago (2011), Elegies (2014).

Участники: Клеман Кожитор (художник), Виктор Вахштайн (социолог), Наталья Тамручи (куратор, галерист).

Эксперты: Карина Караева (куратор), Дмитрий Опарин (этнолог).

Модераторы дискуссии: Юлия Грачикова (куратор, отдел кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина), Андрей Паршиков (куратор).

Сессия пройдет при поддержке «Французского института в России».

Вход на мероприятие осуществляется по билету в музей по предварительной регистрации.

В рамках программы «Мифология завтра» запланированы также публичные дискуссии с участием Майкла Гована (директор музея LACMA, США), Кристианы Пол (директор и главный куратор Sheila C. Johnson Design Center, Parsons/The New School, США), Кристины Лукас (художник, Франция) и Харо Кумбушана (основатель платформы Collector’s space, Турция/США).

СПРАВКА

Направление «Пушкинский XXI» ГМИИ им. А.С. Пушкина — это программа, которая призвана дать зрителям представление об актуальном искусстве и его самых ярких представителях, продемонстрировать искусство новых классиков, говорящих не только на языке живописи, графики и фотографии, но и на языке новых форм: видео, звук, перформанс могут ярко и гармонично вписаться в контекст традиционного музея. Новые медиа, которые зачастую временны и эфемерны, могут дать новое прочтение классических произведений, заставляя их дышать, двигаться и вступать в диалог со зрителем.



«Пушкинский XXI» — это музей в музее. В основу этого направления положено соединение образовательной, исследовательской и выставочной деятельности, которое позволит показать эволюцию художественного образа — от традиционных методов до современных технологий.

Clement Cogitore photo@Johann Bouche Pillon

Clement Cogitore
photo@Johann Bouche Pillon

Клеман Кожитор (1983, Франция) – победитель премии Марселя Дюшана в области современного искусства 2018, художник и документалист. После окончания the École Supérieure des Arts Décoratifs of Strasbour и Fresnoy-National Studio of Contemporary Arts художник совмещает кинематограф, видео, инсталляции и фотографии для исследования способов сосуществования современных, а также архаичных обществ и производимой ими визуальности. В его работах проблематизируются вопросы коллективной памяти, ритуалов, эманации сакрального знания, а также идея проницаемости миров. Участник Каннского фестиваля, номинант премии Cesar, его работы представлены в коллекциях Центра Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Национального музея современного искусства (Париж, Франция), Музея модернистского и современного искусства в Страсбурге (Страсбург, Франция), Daimler Art Collection, FRACT Alsace, Музей современного искусства Валь-де-Марна MAC Val (Витри-сюр-Сен, Франция) и др.