На барже

Погожий теплый вечер, гладь пруда посреди парка, Налич, распевающий своим чудесным голосом свои чудесные песни – что может быть лучше? Только два концерта Петра Налича подряд. Что заодно увеличивало шансы тех, кому вообще сложно везде попадать – а пытаться побывать хотя бы на одном из нынешних пленэров Петра однозначно стоило.

Музыкальный Коллектив Петра Налича - саундчек

Лето и концерт Петра Налича на пленэре – сочетание, проверенное временем. И хотя традиция в последние годы не соблюдалась неукоснительно, идея явно оставалась где-то в листе ожидания и у артиста, и у поклонников его творчества. Так что когда долгожданный пленэр 12 июля был объявлен, быстро выяснилось, что мест во вновь построенном Зеленом театре ВДНХ, расположенном прямо на пруду в парке Останкино, для всех желающих может не хватить. В результате вскоре был объявлен второй концерт, назначенный на следующий день после первого. И надо сказать, накануне билетов не оставалось уже на оба дня.

Музыкальный Коллектив Петра Налича - саундчек

Сцена Зеленого театра на воде оказалась для Петра Налича как раз «по размеру» – ведь теперь его музыку даже в клубах исполняет оркестрик в дюжину человек, а в «развернутом» виде уже не обойтись без добавления струнного ансамбля. Благодаря в том числе всем этим «скрипкам-виолончелям» состоялась главная премьера – «Колыбельная», написанная специально для проекта Romanovs100. Были и еще две официальные премьеры – русско-итальянская Canzone и песня Labedi Zonto, по словам автора, «посвященная всем мертвым языкам» – как можно догадаться из этой характеристики, сочиненная на небезызвестном бабурси.

Музыкальный Коллектив Петра Налича - саундчек

При таких ожиданиях событию сложно было не стать немножко программным – или уж точно нерядовым. Нынешний пленэр можно смело охарактеризовать бойким штампом «только хиты» – не по попсовому пониманию хита, а по уровню материала. И публика прекрасно это чувствовала: аплодисменты и крики «Браво!» доставались не только всеми любимым старым песням, когда-то принесшим Наличу популярность, но и премьерам.

Музыкальный Коллектив Петра Налича - саундчек

Программа традиционно представляла собой пеструю смесь всего, но в этот раз к смеси стилей и настроений добавилась и смесь времен. В концерте соседствовали новейшие вещи и древнейшие хиты, такие, как «Дача» или «Чайки», кстати, звучавшие в непривычных публике самых первых своих аранжировках. И надо сказать, они замечательно сочетались и друг с другом, и с остальными композициями самых разных лет и периодов – в этом смысле получалась своеобразная ретроспектива творчества, только, к сожалению, очень краткая, ограниченная двумя часами концертного времени.

Лирические настроения, видно, в силу особенностей площадки, все же преобладали, где с характерными лукавыми нотками, где со всей серьезностью и пронзительностью чувств. Но и тем, кто любит погорячее, скучать не приходилось: было и воскрешение «Мертвого мужа», и «детская песня» «Чудовищные монстры» («единственная в цикле детских песен»), и «Цыганские кошки», на которых стало особенно заметно, как не хватает танцпола… Кстати, это театральная работа – композиция сочинена к пьесе «Тина» режиссера Александра Коручекова по рассказам Чехова.

После сложных оркестровых композиций «из нового» Петр мог взять в руки гитару, и тогда над прудом разносились песни, известные поклонникам с самых первых концертов и, кажется, уже записанные куда-то на подкорку. А затем могла последовать композиция из спектакля «Северная Одиссея», идущего в Российском молодежном академическом театре с 2015 года. Не обошлось и без заглавной к «Северной Одиссее» «Еду далеко», и без «второй заглавной» песни Fire, клип на которую, снятый начинающим режиссером Алиной Михайловой, кстати, на днях будет торжественно презентован публике.

Одно из центральных мест заняла почти девятиминутная сюита «Афрака». В связке с акапелльным многоголосьем «Белорыбицы» (из той же «Одиссеи»), будто резонировавшим в космос, «шаманская» «Афрака» производила просто непередаваемое впечатление. Кстати, интересная деталь: там в некоторых исполнениях звучат сразу два сопрановых саксофона, это само по себе большая редкость, а на концертах в Зеленом театре вместо одного из них был кларнет.

Завершала концерт, наверное, самая многоликая композиция Налича, претерпевшая за свою долгую жизнь множество принципиальных превращений: Is There Love in the World. Ну и на бисы – а как же на концерте Налича без них – опять звучала самобытная и древняя «Дача».

Перед этим завершением Петр представил зрителям свой мини-оркестр – сделаем это и мы, может, кто-то увидит знакомые имена. Перкуссии – Лев Слепнер, барабаны – Владимир Жарко, клавишные – Алиса Мандрик, бас-гитара – Сергей Сокулер, электрогитара – Сергей Коньков, сопрано- и баритон-саксофоны – Олег Маряхин, флейта, кларнет, тенор-саксофон – Олег Грымов, труба – Сергей Пономарев, тромбон – Антон Гимазетдинов, виолончель – Ольга Демина, Янис Хадитакис – альт, Татьяна Полякова – вторая скрипка, Сергей Винокуров – первая скрипка, руководитель струнного квартета. Хор: Геннадий Ивлев (бас), Ильфат Баязитов (тенор), Светлана Лучкина (альт) и Мария Григорьева (сопрано).

В одном недавнем предконцертном интервью Петр сказал, мол, не ждите на концерте того Налича, к которому привыкли. То есть к которому привыкли когда-то давно, чуть ли не во времена Евровидения. Не ждите только знакомых хитов, которым подпевали десять лет назад.

С тех пор действительно очень многое изменилось, но на самом деле изменившийся Петр одновременно и тот же самый – невероятно талантливый, очень мелодичный, излучающий мощное теплое обаяние. Он многому научился, и его музыка действительно стала другой, она сложнее – хотя надо сказать, простой она тоже не была никогда, а лишь казалась благодаря легкости восприятия. Но она и нынешняя осталась такой же завораживающей.

Так что стоит предостеречь насчет тех композиций, которые на первый взгляд сложны для восприятия – они тоже имеют свойство вызывать привыкание, просто понадобится некоторое время на подстройку. Петр не боится писать сложно и быть непонятым. Он не боится требовать от публики подтягиваться до его уровня – и не собирается упрощаться до уровня непритязательного массового вкуса.

Одновременно он не боится писать мелодичную и красивую музыку – кто-нибудь наверняка же скажет, что это ужасно несовременно, и вообще это прерогатива попсы. Он просто не боится быть собой и следовать своим путем, по которому его ведет его талант. Ну а нам, в общем-то, повезло это всё наблюдать – и иметь возможность очаровываться этой музыкой снова и снова.

Мари Энн

Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде

Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
Петр Налич впервые выступил на Сцене на воде
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич
На площадке под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» выступил Петр Налич

Над репортажем работали — Ольга Ялтанцева и Дмитрий Вертешин 

Автор статьи — Мари Энн