Из серии панорам «Московские дворики»

Оборудование для съемки: Nikon D800E, AF Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8D, панорамная головка 360Precision Adjuste MK2.

Программное обеспечение: Adobe Lightroom, Adobe Photoshop, PTGui, Kolor Panotour 2.5.2. 

На первой панораме вы увидите здание московского театра Et Cetera со стороны Боброва переулка.

Рассчитать маршрутЭкспортировать KML для Google Earth/Google MapsОткрыть автономную карту в полноэкранном режимеСоздать изображение с QR кодом для автономной карты в полноэкранном режимеЭкспортировать GeoJSONЭкспортировать GeoRSS
Бобров переулок

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Бобров переулок 55.764859, 37.635298 Бобров переулок 360° виртуальный турБобров переулок, Москва, город Москва, Россия (Рассчитать маршрут)

Из истории театра:

Московский театр Et Cetera — московский драматический театр, образованный в 1993 году.

История театра

В 1990 году Александр Калягин выпустил курс в Школе-студии МХАТ. Выпускники этого курса и составили ядро труппы театра «Et Cetera».

В сентябре 1996 театр, до того не имевший своей сценической площадки, получил свою постоянную сцену в одном из зданий на Новом Арбате. Параллельно Александр Калягин начал лоббировать идею строительства для театра нового здания.

В сезоне 1999—2000 годов в театре состоялись две знаковые премьеры: «Дон Кихот» Александра Морфова по роману Сервантеса в постановке Александра Морфова, и «Шейлок» Шекспира в постановке Роберта Стуруа. Оба эти спектакля стали событиями театральной жизни Москвы.

В 2005 году театр въехал в новое здание на Тургеневской, построенное специально для театра по проекту архитектора А. В. Бокова. Разработавший конструкцию здания архитектор А. Великанов отказался от авторства проекта.

Главной премьерой 2009 года стал бродвейский мюзикл Мела Брукса «Продюсеры». Главные роли в нём исполняют Максим Леонидов и Егор Дружинин.

Театр участвует во всероссийских и международных театральных фестивалях. Театр «Et Cetera» входит в пятёрку самых посещаемых театров Москвы. Театр «Et Cetera» — единственный драматический театр Москвы, продающий абонементы на свои спектакли. Кроме того, в театре существует услуга «Театральная няня».

Здание театра

Построено в 2005 году по проекту ГУП МНИИП «Моспроект-4» (архитекторы А. Кузьмин, А. Боков, М. Бэлица). Театральное здание имеет два зала — большой на 525 зрительных мест и малый на 150 мест. Здание театра представляет собой большой прямоугольный объём, в который вписана круглая шайба, двумя дугами выходящая на фасад. Угол здания оформлен узкой башней. Архитектурный критик Г. Ревзин сравнил здание театра со «студенческой работой» и «цирком шапито».
Архитектор А. Великанов, начинавший строительство здания, обвинил А. Калягина в безвкусии и отказался от своего авторства в связи с искажением первоначального замысла.

Репертуар

1994 — «Руководство для желающих жениться» по произведениям А. Чехова; режиссёр Владимир Салюк
1995 — «За горизонтом» Юджина О’Нила; режиссёр В. Богатырев
1998 — «Лица» по рассказам А. Чехова; режиссёр А. Калягин
1998 — «Навсегда-навсегда» К. Драгунской; режиссёр А. Калягин
1998 — «Смуглая леди сонетов» Б. Шоу; режиссёр Р. Козак
1999 — «Тайна тетушки Мэлкин» А. Милна; режиссёр А. Серов (премьера новой редакции — 10 декабря 2005 года)
1999 — «Дон Кихот» Сервантеса; режиссёр Александр Морфов
2000 — «Шейлок» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа
2001 — «Король Убю» А. Жарри; режиссёр Александр Морфов (премьера новой редакции — 20 декабря 2005 года)
2002 — «Последняя запись Крэппа» С. Беккета; режиссёр Р. Стуруа
2005 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина; режиссёр Оскарас Коршуновас
2006 — «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина; режиссёр А. Калягин
2006 — «Газета „Русский инвалидъ“ за 18 июля…» М. Угарова; режиссёр М. Угаров
2006 — «Морфий» М. Булгакова; режиссёр Владимир Панков
2007 — «Компаньоны» А. Галина; режиссёр А. Галин[14] 2007 — «Пожары» В. Муавада; режиссёр В. Муавад
2007 — «451 по Фаренгейту» Р. Бредбери; режиссёр А.Шапиро
2008 — «Все проплывающие» (Ю. Буйды; режиссёр Рустем Фесак
2008 — «Королевская корова» Ларисы Титовой и Александра Староторжского; режиссёр Алексей Серов
2009 — «Продюсеры» (мюзикл Мела Брукса), режиссёр Дмитрий Белов
2009 — «Олеся» А. Куприна; режиссёр Галина Полищук
2010 — «Надежда, Вера и любовь. Музыка победы», режиссёр Екатерина Гранитова
2010 — «Буря» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа
2010 — «Ваня и Крокодил» К. Чуковского; режиссёр Екатерина Гранитова
2011 — «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» Б. Окуджавы; режиссёр Сергей Грицай
2011 — «Орфей» Ж. Кокто; режиссёр В. Скворцов
2012 — «Моя Марусечка» Александра Васильева; режиссёр М. Брусникина
2012 — «Драма на охоте» А. Чехова; режиссёр А. Яковлев
2012 — «Ничего себе местечко для кормления собак» Тарика Нуи; режиссёр Р. Стуруа
«Конкурс» А. Галина; режиссёр А. Галин

Бобров переулок

Бобро́в переулок (в XVI—XVIII веках Фролов переулок; до 1922 — Юшков переулок) — переулок в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Милютинского переулка до Мясницкой улицы. Нумерация домов ведётся от Милютинского переулка. В средней части переулка в него слева выходит короткий Фролов переулок, соединяющий Бобров переулок и Сретенский бульвар.

Происхождение названия
Современное имя переулок получил по имени купца Василия Бобра, жившего в переулке в XVI веке.

История
Переулок возник одновременно со строительством в XVI веке на Мясницкой улице церкви св. мучеников Флора и Лавра и изначально именовался Фроловским переулком. Именно по этому храму царь Алексей Михайлович своим указом от 16 апреля 1658 года велел именовать Мясницкие Ворота Фроловскими, однако это название не прижилось. Имя Фрол в старомосковском говоре произносилось как Флор, в связи с чем переулок именовали Фроловым, Фроловским или Флоровским. После строительства в 80-х годах XVIII столетия (предположительно Баженовым) для генерала И. И. Юшкова дома на углу переулка и Мясницкой улицы переулок получил имя Юшков, а название Фролов закрепилось за боковым переулком между Юшковым и Сретенским бульваром.

В конце XIX века Юшков переулок был кардинально перестроен. В 1902 году на месте здания почтамта в начале переулка с левой стороны был построен гигантский дом страхового общества «Россия», до сих пор доминирующий над Бобровым переулком. Несколько домов было выстроено и с правой стороны переулка.

7 июня 1922 года во избежание одноимённости (в XIX веке в Москве было три Юшковых переулка) был переименован по фамилии проживавшего здесь в XVI веке купца Василия Бобра. В 1934—1935 годах церковь Флора и Лавра вместе с прилегающими строениями была снесена, на её месте устроена автостоянка. На её месте долгое время располагалась техническая площадка строительства станции метро Сретенский бульвар, после завершения строительства разбит газон. Существует проект восстановления церкви, поддержанный мэрией Москвы и патриархией[1]. В 2004 году на углу Фролова и Боброва переулка было построено здание театра «Et cetera». (Фролов переулок, д.2).

Примечательные здания, сооружения и достопримечательности

По нечётной стороне:

№ 1 (Милютинский переулок, д.22; Сретенский бульвар, д. 6) — Здания страхового общества «Россия», построены в 1901 году по проекту архитектора Н. М. Проскурнина (при участии В. А. Величкина, кованая ограда — архитектор О. В. Дессин). До этого здесь стояли палаты Феофана Прокоповича, в XVIII веке переданные московскому почтамту. Кованая ограда с эмблемой общества создана по проекту О. В. Дессина. После 1917 здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос.

По чётной стороне:

№ 4 — самое старое здание переулка, предположительно построенное в середине XVIII века. В конце XIX века здесь находилась редакция газеты «Русские ведомости».
№ 4, стр. 4 — Доходный дом И. В. Ускова (1879, архитектор В. А. Гамбурцев).

№ 6, стр. 1, 2 — здания построены в 1895 году по проекту архитектора Адольфа Николаевича Кнабе на территории усадьбы дворянского рода Петрово-Соловово. В 1998 году при проведении реставрационных работ в стр. 1 в его основе были обнаружены фрагменты кладки XVII и XVIII веков. В начале XVIII века усадьба принадлежала Григорию Михайловичу Петрово-Соловово Меньшому (ум. 1714). После его смерти она перешла к его сыну Лаврентию Григорьевичу, а в 1738 году — его вдове Софье Степановне. После её смерти усадьбой владели её сыновья Иван, затем — Василий Лаврентьевич, вдова которого, Екатерина Львовна, после смерти мужа, втрое увеличила доставшееся ей по наследству владение, присоединив к нему участки по нынешним Боброву (д. 4) и Милютинскому (д. 18) переулкам. В 1777 году она перестроила старый усадебный дом (стр. 1). В 1803 году участок (№ 184/164 Мясницкой части; центральная часть со старым каменным домом) принадлежал московскому купцу Василию Герасимовичу Герасимову, а соседним северным участком владела дочь прежней хозяйки Наталья Васильевна Петрово-Соловово. В 1822 году владелицей усадьбы значится купеческая жена Пелагея Васильевна Бирюкова (дочь В. Г. Герасимова) и роду Бирюковых усадьба принадлежит вплоть до 1917 года. В конце XIX века последняя владелица Анна Александровна Бирюкова (с 1898 г. — Валерьянова) коренным образом перестроила усадьбу: в 1895 году был надстроен главный дом третьим этажом, на крыше устроен световой фонарь над лестничной клеткой; фасады дома получили декоративное оформление, характерное для второй половины XIX века. Одновременно рядом появилось «строение каменное трёхэтажное частью с погребами, коего первый этаж частью жилой для сторожки, кучерской и прачечной, частью нежилой — второй и третий этажи жилые для обыкновенных квартир» (стр. 2). В 1901 году был построен, по проекту архитектора П. Л. Сюзева, новый доходный дом (стр. 3). В советское время все три дома были переделаны под коммунальные квартиры. В 1970-х годах здесь были размещены различные учреждения и, в частности, Московская федерация профсоюзов.
С 1986 года в стр. 3 расположилась Федеральная нотариальная палата, а в 1993 году стр. 1 и 2 были переданы Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева. Мастерской № 19 ГУП «Моспроект-2» (руководитель мастерской и главный архитектор проекта А. Р. Асадов, главный инженер проекта С. Ф. Чуриков) был выполнен проект реконструкции здания — стр. 2. — под задачи публичной библиотеки; за счёт надстройки 4 и 5 этажей и возведения стеклянной ротонды, а также обустройства подвальных помещений, общая площадь здания увеличилась с 550 кв. м. до 1420; официальное открытие первой очереди реконструкции библиотеки состоялось 9 ноября 1998 года в день рождения И. С. Тургенева. Стр. 1 было введено в строй в 2004 году. К этому времени была проведена реставрация фасадов XIX века, раскрыты формы первоначального объема рубежа XVII—XVIII вв. на парадном дворовом фасаде, которые были восстановлены и включены, как фрагмент в своеобразной раме, в поздний фасад здания.

Памятник Тургеневу
Памятник-бюст И. С. Тургеневу (2003, скульптор Н. Ф. Косов, архитектор А. К. Тихонов) установлен в сквере перед библиотекой-читальней, названной его именем.

Мясницкая улица

Улица Кирова (ныне Мясницкая улица)

© WORLDPICS | Википедия

Мясни́цкая у́лица (XVI—XVII вв. — Фроловская улица и Евпловская улица, 1918—1935 — Первомайская улица, 1935—1990 — улица Кирова) — улица в Центральном административном округе города Москвы (Басманный и Красносельский районы). Проходит от Лубянской площади до Садовой-Спасской улицы. Нумерация домов ведётся от Лубянской площади.

Происхождение названия
Название XVII века дано по имени Мясницкой слободы, где находилось множество мясных лавок и домов мясников.

Описание
Мясницкая улица проходит от Лубянской площади до Садовой-Спасской улицы, пересекает Бульварное кольцо на площади Мясницкие Ворота. Нумерация домов ведётся от Лубянской площади. На улицу выходят переулки: c нечётной стороны Бобров, Милютинский, Фуркасовский, с чётной стороны Большой Козловский, Малый Харитоньевский, Гусятников, Банковский, Кривоколенный и Большой Златоустинский.

История

У Мясницких ворот

© WORLDPICS | Васнецов А. М.

Улица сложилась в XV веке, когда Иван III за Никольскими воротами Китай-города поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Бору (была более известна как Гребневская — по названию иконы Божией Матери). Уже в XVI веке улица была застроена лавками и домами мясников, а их слобода называлась Мясницкой полусотней. Главная улица слободы тогда называлась Фроловской (по имени церкви Флора и Лавра) и Евпловской (по церкви святого Евпла). Оба этих находившихся в районе улицы храма были снесены в 1930-е годы. В конце XVII — начале XVIII веков мясная торговля была вытеснена к Земляному валу, а затем и сам торг был уничтожен, но название Мясницкая сохранилось за улицей.

При Петре I Мясницкая стала дорогой между Кремлём и Немецкой слободой, по которой постоянно ездил царь. На улице стали селиться дворяне и новая аристократия во главе с князем Меншиковым. На плане Москвы 1767 года несколько домов показаны каменными, основная же часть застройки улицы была деревянной; за домами находились огороды и сады с прудами.

Дворянской улица оставалась и в первой половине XIX века; позднее дворян сменили преимущественно купцы и фабриканты. Во время пожара 1812 года все деревянные дома на улице сгорели. В 1813 году решением Комиссии о строении Москвы улицу расширили до 25 метров и новые каменные дома стали возводить на новой красной линии.

В 1870-х годах по улице пустили конку, в начале XX века её заменили трамваем. Мясницкая одной из первых получила уличное освещение: в 1870-х годах газовое, а в 1890-х годах — электрическое.

В 1918 году Мясницкую переименовали в Первомайскую улицу, но москвичи не приняли название, и улица продолжала именоваться и значиться в официальных документах по-старому.

14 декабря 1935 года постановлением Моссовета улица была переименована в улицу Кирова в память видного деятеля коммунистической партии С. М. Кирова на основании того, что для захоронения на Красной площади тело убитого Кирова было провезено по Мясницкой улице.

В 1990 году улице было возвращено историческое наименование.

Примечательные здания

По нечётной стороне
№ 1/2 — Здание органов госбезопасности на Лубянке (1897—1900, архитектор А. В. Иванов; 1928—1933, архитектор А. Я. Лангман, совместно с И. Г. Безруковым; 1983 — по проекту А. В. Щусева). В конце XIX века здесь были построены два здания страхового общества «Россия».
№ 3 — Здание Московской Духовной консистории (1899, архитектор В. Г. Сретенский; строительство вёл архитектор И. Е. Бондаренко). Ныне здесь располагается Главное управление ГИБДД МВД РФ.
№ 3 (правое строение) — Доходный дом Московской Духовной консистории (1910, архитектор П. А. Виноградов). Здание использовалось консисторией для сдачи в аренду под торговлю.
№ 5/12 — Доходный дом с конторами и магазинами Г. А. Кеппена, (1907—1908, архитектор Р. И. Клейн).
№ 7/3 — Усадьба Черткова. Дом татарского царевича Ивана. конец XVII века. Позже дом князя А. Г. Долгорукова. На рубеже 1820—1830-х годов усадьбу приобрёл и перестроил известный библиофил и ученый Чертков А. Д. В доме Черткова бывали Пушкин, Жуковский, Гоголь, Погодин, Щепкин, Загоскин, композитор Роберт Шуман и другие деятели культуры[5]. В левом флигеле в 1863—1873 гг. размещалась общедоступная Чертковская библиотека. В конце XIX — начале XX веков в доме размещались различные организации: Литературно-художественный кружок, Московское архитектурное общество, Общество любителей садоводства. После октябрьской революции в здании работал Деловой клуб — центр пропаганды научно-технических достижений.
№ 7, стр. 9 — Доходный дом Н. А. Гагариной — Н. Н. Обидиной (1902), выявленный объект культурного наследия.
№ 9/4 — Жилой дом (2-я пол. XVIII в; 1780; 1784; 1877).
№ 13 — Доходные владения С. В. Давыдовой — Х. Д. Спиридонова.
№ 13, стр. 1 — Доходный дом С. В. Давыдовой (1898, архитектор С. С. Эйбушиц)[11], объект культурного наследия регионального значения[6].
№ 13, стр. 2 — Торговые помещения С. В. Давыдовой (1913, гражданский инженер Б. М. Великовский[11]; 1934), ценный градоформирующий объект.
№ 13, стр. 3 — Доходный дом с магазинами С. В. Давыдовой — Х. Д. Спиридонова (середина XIX в.; 1863—1865, 1872, архитектор В. И. Соколов — изменение фасада]; 1896, архитектор С. С. Эйбушитц — изменение фасада, пристройки во дворе; 1913, архитектор Б. М. Великовский — частичное изменение фасада), выявленный объект культурного наследия.
№ 13, стр. 4 — Главный дом доходного владения А. П. Нилуса — Х. Д. Спиридонова — С. В. Давыдовой, гостиница «Рояль» (в основе — усадьба Салтыковых) (XVIII в.; 1810-е, 1891, архитектор К. В. Трейман), выявленный объект культурного наследия. В этом здании останавливались химик Д. И. Менделеев, писатели Г. И. Успенский, В. А. Гиляровский.
№ 13, стр. 5 — Доходный дом Х. Д. Спиридонова (1897, архитектор С. С. Эйбушитц).
№ 13, стр. 10 — Доходный дом Х. Д. Спиридонова (1897, архитектор С. С. Эйбушитц; 1930-е), ценный градоформирующий объект.
№ 13, стр. 18, 18а — Склады доходного владения Х. Д. Спиридонова — С. В. Давыдовой (1895), ценный градоформирующий объект.
№ 13, стр. 20, 24 — Склады доходного владения Х. Д. Спиридонова — С. В. Давыдовой (1879, архитектор А. С. Каминский), ценный градоформирующий объект.
№ 15 — Доходный дом И. Е. Кузнецова («Дом со львом») (1908—1910, архитекторы — А. Н. Милюков, Б. М. Великовский, при участии В. А. Веснина и А. А. Веснина[12]), объект культурного наследия регионального значения. Здесь в комнате коммунальной квартиры № 9 жила скульптор Н. И. Нисс-Гольдман.
№ 17 — Комплекс зданий Ермаковской богадельни.
№ 17, стр. 1 — Доходный дом Н. С. Аблова — Ермаковская богадельня (1876, архитектор В. А. Коссов; 1878; 1947), ценный градоформирующий объект[6]. В доме жил архитектор А. Н. Зелигсон (кв. № 17).
№ 17, стр. 2 — Здание Ермаковской богадельни — жилой дом (1878—1879, архитектор В. Ф. Иванов; 1950-е), ценный градоформирующий объект.
№ 17, стр. 3 — Хозяйственная постройка Ермаковской богадельни (1879, архитектор В. Ф. Иванов; 1900), ценный градоформирующий объект.
№ 19 — Доходный дом с чайным магазином С. В. Перлова (1890, архитектор — Р. И. Клейн). В 1885—1896 годах переоформлен К. К. Гиппиусом в китайском стиле.
№ 21 — Комплекс зданий Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
стр. 1 — дом Юшкова. Построен на рубеже 1780-х — 1790-х годов, предположительно архитектором В. И. Баженовым, в 1844 году и на рубеже XIX—XX веков были произведены частичные перестройки. В доме располагалось Училище живописи и ваяния, позднее преобразованное в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После революции в здании размещались Московский полиграфический институт и Институт изобразительных искусств. Здесь начиная с дореволюционного периода до 1946 года проживал русский живописец П. И. Келин, ученик В. А. Серова, учитель В. Маяковского и Б. Иогансона. В этом доме жили художники Лев Бруни, Владимир Фаворский, Пётр Львов, Константин Истомин, Пётр Митурич.
В 1942-62 годы здание занимал Московский механический институт боеприпасов (с 1953 года Московский инженерно-физический институт).
В настоящее время здание занимает Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. Во дворе находится выставочный зал училища (1910-е, архитектор Н. С. Курдюков совместно с В. Г. Шуховым).
стр. 2 — учебный корпус МУЖВЗ (конец 1890-х, архитектор И. П. Машков; 1993).
стр. 5, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — доходный дом МУЖВЗ с квартирами и мастерскими художников (1913—1914, архитектор Н. С. Курдюков).
стр. 6—7, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — здание кухни и столовой студентов МУЖВЗ.
стр. 8, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный) — студенческое общежитие ВХУТЕМАС. 25 февраля 1921 года В. И. Ульянов-Ленин и Н. К. Крупская посетили здесь дочь Инессы Арманд и беседовали со студентами.
Квартал за Бобровым переулком был снесён в 1972 году для стоянки машин почтамта.
№ 35 — Административное здание. Выходящий на Тургеневскую площадь фасад пристроен в 1989 году по проекту архитектора Д. С. Солопова к зданию 1930-х годов.
№ 37 стр. 1, 3 — Городская усадьба Докучаева – Солдатёнкова (включает палаты XVII — начала XVIII в.; главный дом перестроен в 1819—1821 годах архитектором А. Г. Григорьевым по проекту О. И. Бове; в сер. XIX в. перестроен архитектором А. И. Резановым), объект культурного наследия федерального значения[6] С 1821 года участок принадлежал купцам Золотарёвым[20]. В начале Великой Отечественной войны здесь находилась Ставка Верховного Главнокомандования, позже — Приёмная министра Обороны СССР, затем Приёмная министра обороны России).
№ 39 — Здание Центросоюза (1936, архитектор Н. Я. Колли по проекту Ле Корбюзье). Построено на месте храма Николы Мясницкого.
№ 43 — Дом А. И. Лобанова-Ростовского, 1-я половина XIX в.; перестройка — 1790—1793 гг. (приписывается Ф. Кампорези); XIX в. — пристройки; во дворе — склады и другие строения Товарищества «Эмиль Липгарт и К°» (1900, 1903, архитектор А. Ф. Мейснер; 1906—1907, архитектор А. В. Кузнецов).
№ 43, стр. 2 — Учебный корпус Реального училища К. П. Воскресенского (1906, архитектор А. В. Кузнецов), выявленный объект культурного наследия. Здесь в разные годы преподавали: хирург Т. П. Краснобаев, зоолог Н. Ф. Золотницкий, историк С. К. Богоявленский и другие.
№ 47 — Здание Госторга. Один из ранних образцов конструктивизма. Построено в 1925—1927 годах по проекту архитектора Б. М. Великовского, при участии А. Я. Лангмана, М. О. Барща, Г. Г. Вегмана, В. Н. Владимирова и М. В. Гакен. Объект культурного наследия регионального значения. В настоящее время в здании размещается Ростуризм.

По чётной стороне

№ 6/3, строение 4 — Доходный дом Н. Д. Стахеева 1897, архитектор М. Ф. Бугровский; 1970-е; 1986, архитекторы: А. В. Боков, Е. Будин, Б. Чернов, И. Иванов) — Вычислительный центр КГБ (1987, архитекторы Б. В. Палуй и Г. В. Макаревич) с Государственным музеем В. В. Маяковского. Около здания установлен скульптурный портрет Маяковского (скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор Б. В. Палуй).
№ 6/3, строения 1, 5 — Доходный дом Н. Д. Стахеева с магазинами (1897, архитектор М. Ф. Бугровский; три верхних этажа надстроены в 1986 г. — Б. В. Палуй и Г. В. Макаревич), ценный градоформирующий объект[6]. Первый и второй этажи до середины 1950-х годов занимал магазин «Детский мир», затем переехавший на противоположную сторону Лубянской площади. С 1957 года в доме размещается книжный магазин Библио-глобус.
№ 8/2 — Торговый дом Товарищества М. С. Кузнецова (1898—1903, архитектор — Ф. О. Шехтель), ценный градоформирующий объект[6]. До постройки современного здания здесь находился дом В. И. Фирсановой, перестроенный по проекту Л. Н. Кекушева и С. С. Шуцмана в 1894—1895 годах.
№ 8/2, строение 1д — Склады и столовая для служащих — административное здание (1898, архитектор Ф. О. Шехтель; 1970-е), объект культурного наследия федерального значения
№ 8/2, строение 1е — Хозяйственная постройка Товарищества М. С. Кузнецова — административное здание (1898, архитектор Ф. О. Шехтель; 1911, архитектор Ф. А. Ганешин; 2000-е гг.), ценный градоформирующий объект
№ 8/2, строение 1ж — Склады Товарищества М. С. Кузнецова— административное здание (1870-е; 1899, архитектор Ф. О. Шехтель), ценный градоформирующий объект
№ 10 — Подворье вятского архиерея (начало XIX в.).
№ 12 — Дом Волковой (1833).
№ 14 — Подворье тульского архиерея (начало XIX в.).
№ 16 — Административное здание (2000-е гг.)
№ 18 — Доходный дом с магазинами И. П. Бутикова — М. И. Мишина (XIX в; в 1902—1903 годах капитально перестроен с изменением фасада архитектором И. Т. Барютиным[29][11]), заявленный объект культурного наследия
№ 20/3а, строение 1 — Доходное владение Варваринского Акционерного общества — административный комплекс «Нефтесиндикат» (1900, архитектор А. К. Иванов; 1924; 1928, архитектор С. Ф. Воскресенский), ценный градоформирующий объект. Сейчас — главное здание Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики.
№ 20/3а, строение 2 — Главный дом И. М. Кольцовых-Мосальских — доходное владение Варваринского Акционерного общества — административный комплекс «Нефтесиндикат» (сер. XVIII в.; 1900; 1925—1926, архитектор С. Ф. Воскресенский), ценный градоформирующий объект.
№ 22/5/2 — Доходные владения Сытовых.
№ 22/5/2, строение 1а — Доходный дом с магазином И. Е. и С. И. Сытовых (1873, архитектор В. Ф. Жигардлович; 1930-е), ценный градоформирующий объект
№ 22/5/2, строение 1б — Доходный дом И. Е. и С. И. Сытовых (II-я пол. XVIII в; 1878; 1895, архитектор А. Н. Кнабе), ценный градоформирующий объект
№ 22/5/2, строение 2 — Доходное владение И. Е. и С. И. Сытовых (1861), ценный градоформирующий объект.
№ 22/5/2, строение 3 — Фабрика церковной утвари с магазином И. Е. Сытова (1875, архитектор Н. А. Зборчевский; 1896, архитектор А. Н. Кнабе)
№ 22/5/2, строение 4 — Доходный дом И. Е. и С. И. Сытовых (1900, архитектор А. Н. Кнабе), ценный градоформирующий объект
Доходные дома Строгановского училища технического рисования.
№ 24/1 — Доходный дом Строгановского училища технического рисования (1906, архитектор — Ф. О. Шехтель), объект культурного наследия федерального значения[6]. Керамическое панно при участии художника Ф. Ф. Федоровского. В 1920 году в этом здании был разработан план ГОЭЛРО[30]. С 1963 года в здании размещается Редакция журнала «Наука и жизнь».
№ 24/7, строение 2 — Доходный дом — здание художественно-промышленного музея Строгановского училища (1874—1875, архитектор А. Е. Вебер), объект культурного наследия регионального значения. До 1896 года в доме размещались музей прикладного искусства и младшие классы Строгановского училища. Здесь же размещалась техническая контора Тимоховича, в которой служил А. И. Куприн. В 1909 году левая часть здания была перестроена архитектором И. А. Ивановым-Шицем; в 1910 году к музейному корпусу была осуществлена пристройка по проекту архитектора А. А. Галецкого.
№ 24/7, строение 3 — Доходный дом Строгановского училища (1880—1883, архитектор А. Е. Вебер; 1930-е; 2000-е), ценный градоформирующий объект
№ 26 — Комплекс зданий Московского Императорского почтамта и телеграфа (д.26-А, стр.1,3; д.26-Б, стр.1) (XVIII в. — начало XX в., архитекторы Х. Фихтнер, А. К. Кавос, А. П. Попов, О. Р. Мунц, В. А. Веснин, А. А. Веснин, Л. А. Веснин, техник архитектуры Х. Э. Несслер, гражданский инженер Л. И. Новиков, инженер В. Г. Шухов. Флигели перестроены в 1904 году по проекту архитектора И. П. Залесского). Сейчас — Европейско-Азиатская биржа. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
№ 26а, строение 2 — Здание архива почтамта с жилыми помещениями — административное здание (1855—1856, архитектор А. К. Кавос; 1860-е; 1913—1914, архитектор А. А. Андреевский), ценный градоформирующий объект
№ 26а, строение 3 — Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства (1898, архитектор А. П. Попов), объект культурного наследия регионального значения.
№ 26а, строение 8 — Жилой дом для церковнослужителей храмов Архангела Гавриила и Федора Стратилата (1910), ценный градоформирующий объект
№ 26б, строение 1 — Служебный корпус Отделения почтовых карет и брик (1855—1856, архитектор А. К. Кавос; 1914), объект культурного наследия регионального значения.
№ 26б, строение 2, 2а — Служебно-производственный корпус почтамта — жилой дом с административными помещениями (1855—1856, архитектор А. К. Кавос; 1868; 1914; 1952), ценный градоформирующий объект
№ 26б, строение 5 — Хозяйственная постройка почтамта (1855, архитектор А. К. Кавос; конец 1920-х гг.), ценный градоформирующий объект
№ 26б, строение 6 — Столовая для служащих почтамта — административное здание (1856, архитектор А. К. Кавос; начало XX в), ценный градоформирующий объект
№ 30/1/2, строение 2 — Доходный дом А. И. Виноградовой (1886, архитектор Б. В. Фрейденберг), ценный градоформирующий объект
№ 30/1/2, строение 3 — Доходный дом А. И. Виноградовой (1888—1889, архитекторы В. А. Бадер, К. А. Михайлов; 1892, архитектор Г. Сорокин; 1897)
№ 34 — Доходный дом (1887, архитектор С. С. Эйбушиц)
№ 38 — Доходный дом А. П. Лангового (1904—1905, архитектор Н. Л. Шевяков). В первой половине XIX века здесь находился дом Н. Н. Демидова, который с 1884 года принадлежал купцу 1-й гильдии Петру Емельяновичу Ланговому, отцу А. П. Лангового.
№ 40, стр. 1-16 — Комплекс зданий «Старого» Императорского Московского почтамта.
№ 40, строение 1 — Главный корпус Императорского Московского почтамта — главный дом усадьбы Демидовых (1808—1810, архитектор Д. А. Тюрин; 1854, архитектор А. К. Кавос), выявленный объект культурного наследия. Здание связано с революционными событиями 1905—1907 годов.
№ 40, строение 5 — Конюшенный корпус Московского почтамта (1870—1872, архитектор В. Н. Карнеев), выявленный объект культурного наследия
№ 40, строение 6 — Здание Центральной лаборатории связи Наркомпочтеля (1931, архитектор К. И. Соломонов)
№ 40, строения 10-13 — Кладовая Московского почтамта (1818), выявленный объект культурного наследия
№ 40, строение 16 — Газетный почтамт (1931, архитектор К. И. Соломонов), выявленный объект культурного наследия
№ 40а — Жилой дом (1948, архитектор А. Т. Капустина). В доме жили академики М. В. Келдыш, Г. С. Бюшгенс.
№ 42 — городская усадьба И. И. Барышникова (XVII—начало XVIII вв.; 1793—1796; 1797—1802, архитектор М. Ф. Казаков; отреставрирован архитектором С. Ф. Кулагиным). Зиму 1823—1824 годов у С. Н. Бегичева, бывшего в то время владельцем дома, прожил писатель А. С. Грибоедов, работавший в этом доме над комедией «Горе от ума». У Бегичева бывали поэты В. К. Кюхельбер и Д. В. Давыдов, писатель В. Ф. Одоевский, композитор А. Н. Верстовский. Со второй половины XIX века здание занимала Мясницкая больница. В настоящее время в здании размещается редакция газеты «Аргументы и факты». Здание отнесено к категории объектов культурного наследия федерального значения
№ 44/1 — Главный дом усадьбы П. Я. Голицына — Л. К. Нарышкина — Н. Ф. фон Мекк — Н. Д. Стахеева, 1-я половина XVIII—XIX вв., перестроен в 1897—1899 годах М. Ф. Бугровским. Объект культурного наследия федерального значения. С 1826 года дом принадлежал Арсеньевым, знакомым Пушкина; существуют предположения, что поэт бывал в этом доме. В 1843 году у Арсеньевых останавливался гастролирующий в Москве Ференц Лист. В 1880-х годах домом владела Н. Ф. фон Мекк, известная перепиской с П. И. Чайковским; композитор неоднократно останавливался в этом доме. В 1880-х годах здесь жил композитор Клод Дебюсси, который преподавал дочерям фон Мекк музыку. В 1930—1950-х годах практически весь фасадный декор здания был утрачен; в 1997 году фасадам здания возвращён облик середины XVIII века.
№ 48 — Доходный дом построен в 1895 году. Здесь жил художник Константин Коровин. В 1974—1983 годах в помещении бывшей квартиры-мастерской Коровина жил художник Иван Дергилёв. Ныне — бизнес-центр «Мясницкая Плаза».
№ 50 — Бизнес-центр «Пульман». Ранее на месте современного здания стоял доходный дом, построенный в 1911 году по проекту архитектора М. А. Аладьина.

Улица в художественной литературе и искусстве

А. С. Пушкин, несколько близких знакомых и друзей которого жило на Мясницкой, писал в стихотворении «Дорожные жалобы» (Болдино, 1830):
«Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
… То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!»
В. В. Маяковский посвятил улице своё острое агитационное «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе», где он критикует гигантоманию, присущую советской власти. Упоминается улица и в его любовной поэме «Про это».
Мясницкая улица упоминается в диалоге Мастера и Ивана Бездомного в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Глава 13):
<…>
Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой…
— Уу, проклятая дыра! — прорычал гость.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Открыть виртуальный тур 360° Карта Мира 360°