157-й выпуск Opera Night состоялся в кафе «Март» 5 июня 2019 года

Как совместить оперу и клубный формат? Уют небольших кафе и всю красоту и изысканность самого технически сложного певческого искусства? Наконец, возможно ли объединить оперу и джаз? Спросите Айка Григоряна – он знает особый рецепт!

Opera Night

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

«Смешать, но не взбалтывать», как советовал мистер Бонд, – чтобы по полной прочувствовать наслаждение от каждого ингредиента. Так что берите с собой хорошее настроение (если вдруг не найдете, не переживайте – выдадут на месте) и готовьтесь удивляться: вас ждет Ночь оперы!

Создатель проекта Opera Night и его обаятельный и интеллигентный бессменный ведущий Айк Григорян – сам профессиональный музыкант, пианист, знаток академического вокала, тонко чувствующий музыку и одновременно чуждый какой бы то ни было кастовой и прочей ограниченности. Потому и его вечера Opera Night – это еще и своеобразная территория творческой свободы. Импровизация – важная составляющая этих вечеров, а неформальная обстановка – логичное продолжение самой сути проекта. Кстати об импровизации: Айк Григорян в своем проекте перенес в оперу понятие джем-сешна, импровизации на ходу, как в джазе. Наверное, только здесь исполнители встречаются впервые в жизни, на месте решают, какую сцену из какой оперы они будут вместе петь, а потом выходят – и на глазах у всех творят маленькое чудо. Пожалуй, чтобы проникнуться к опере и преодолеть неприятие ее, стоит взглянуть на этот жанр именно под таким углом: ведь опера – это не звукоизвлечение, техника – лишь часть дела, инструмент. Опера – это спектакль. А спектакль – это не декорации и костюмы, это люди – актеры и певцы, именно они и создают ту самую тонкую ткань настоящего искусства.

Оперные дивы в джинсах и нарядах для клубной вечеринки здесь смотрятся естественно: помпезность высоких сцен на этих вечерах неуместна, и кстати, возможно, отвлекала бы от главного. Между прочим, и сцена в кафе «Март», ставшем постоянным пристанищем проекта с конца 2015 года, совсем низенькая – то есть певцы стоят почти на одном уровне со зрителями, более того – от первого ряда столиков фактически на расстоянии вытянутой руки. А это на самом деле совершенно особое наслаждение – слушать хороший оперный вокал вблизи, ощущая и его мощь, и красоту, и все нюансы и оттенки.

Однако в импровизационной части Opera Night Айк Григорян пошел еще дальше: здесь возможность выйти на сцену и продемонстрировать свой певческий или музыкантский талант предоставляется практически любому. Такие «коты» и «кошечки» «в мешке» бывают почти на каждом вечере, так что присутствующих могут ждать поразительные открытия.

Еще один важный момент: Opera Night – проект молодых. Заслуженные и именитые здесь тоже появляются, но только как специальные гости. А главные герои – те, кому таковыми еще только предстоит стать. Они юны, прекрасны, и глаза их сияют особым светом – настоящей страстью и интересом к своему делу. Эта энергетика молодости создает особую притягательность для оперного искусства – я думаю, даже те, кто всегда считал, что этот жанр «не их», в такой подаче способны будут его и оценить, и полюбить.

Проект открыт не только для оперных певцов, хоть они, конечно, здесь главные; здесь звучит и чисто инструментальная музыка. Это могут быть и необычные вариации на тему классики, и яркое исполнение современного произведения, и выступление молодого композитора. Главное – это обязательно будет что-то нестандартное и очень интересное. Помню, именно на Opera Night однажды услышанное исполнение двумя студентками композиции Софьи Губайдулиной приоткрыло для меня некую «дверцу» для восприятия и вообще понимания авангардной музыки.

Очередной, 157-й выпуск Opera Night состоялся в кафе «Март» 5 июня 2019 года. Открывал вечер тот самый «кот», или даже скорее «котенок в мешке» – 13-летний трубач Александр Рублев, впечатливший всех вариациями на неаполитанские песни. Аккомпанировала ему на рояле Ксения Рычкова. Затем Александра Никитина исполнила арию Нэдды из «Паяцев»; позднее они с Евгением Щербаковым сыграли страстный дуэт Сильвио и Нэдды. Мария Воронцова (фортепиано) и Надежда Аристова (домра) исполнили «Рондино» Анри Вьётана: фишка в том, что эта изысканная вещь написана не для щипковых инструментов, а для скрипки. Позднее девушки уже втроем, с присоединившейся к ним Юлией Неверовой сыграли романс Рахманинова «Здесь хорошо», снова в очень нестандартном варианте: партию вокала исполняли две домры. Лали Хабалова явилась в тот вечер в двух разных образах: умирающей Марфы из «Царской невесты» и влюбленной Виолетты из «Травиаты». Аккомпанировала «Паяцам» и Лали Анна Ситникова.

 Были и особые гости – меццо-сопрано Софья Ефимова и тенор Петр Налич, дуэт, уже прочно притершийся и отлично сыгравшийся и в оперных проектах, и в концертах. Вместе с замечательным пианистом Виталием Коваленко, постоянным участником Opera Night, они дали свою версию «Кармен» – пара дуэтов и арий, по сути – краткая история отношений Кармен и Хозе в самых ключевых моментах. Открывала это выступление увертюра в исполнении Виталия – но какая!.. Вот они, классика и джаз в едином сплаве: из абстрактного на первый взгляд потока музыки вдруг «вырисовывалось» нечто знакомое с детства абсолютно всем… Ну а далее – всё по сценарию Бизе: соблазнение, любовь с первого взгляда, да такая, которую предать – смертельно опасно. И попробуй не поверь этим двоим: сметут ураганом своих страстей, как тропическим циклоном!

Завершала вечер серенада Осаки из оперы Пьетро Масканьи «Ирис». У Виталия Коваленко и Петра Налича классическая серенада неожиданно «переросла» в красивую фантазию, в которой поклонники могли узнать и что-то из стиля собственных сочинений Налича.

 


Это уже не первое выступление Петра Налича в проекте Opera Night, и Айк Григорян не мог не вспомнить другой дуэт – исполнение знаменитой песни Be My Love, написанной Николасом Бродским на слова Сэмми Кана (она звучит в фильме «Любимец Нового Орлеана»). В октябре 2016 года в проекте Opera Night эта песня звучала в исполнении Петра Налича (вокал) и 16-летнего Матвея Шерлинга (саксофон), эту аранжировку написал отец Матвея Юрий Борисович Шерлинг. К сожалению, Матвей, чрезвычайно одаренный джазовый музыкант, ушел от нас год назад – оставив память об удивительной музыке, которую он дарил слушателям…

Публика на проекте Opera Night наверняка достаточно пестрая, но в качестве почетных гостей непременно присутствуют и профессионалы – например, музыкальный критик Йосси Тавор. В этот раз его не было, но в этой роли выступал президент компании «Контакт-Эксперт» Григорий Трусов, в прошлом оперный певец, солист театров SunState Opera и Florida Opera.



Проект Opera Night завершает свой очередной сезон: 19 июня состоится последний вечер, а там перерыв до осени. Так что стоит поспешить, чтобы успеть познакомиться с проектом, не откладывая в долгий ящик. Ведь каждый из вечеров Айка Григоряна уникален и незабываем.