Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
При участии Государственной Третьяковской галереи

представляют выставку
ПЕРЕДВИЖНИКИ И ИМПРЕССИОНИСТЫ. НА ПУТИ В XX ВЕК
Даты проведения: 30 ноября 2017 года – 25 февраля 2018 года
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» подготовлена к XXXVII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Традиционно куратором проекта выступает президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Экспозиция является продолжением многолетней выставочной стратегии музея, основанной на диалоге между западным и русским искусством. В едином выставочном пространстве представлены выдающиеся произведения передвижников и импрессионистов из коллекций крупнейших музеев России, сопоставлены два величайших явления в художественной культуре XIX столетия. Художественные взгляды и стилистика работ передвижников и импрессионистов нередко расходятся, но в них можно найти неожиданные параллели и точки соприкосновения.

Константин Менье Завтрак служанки. 1880-е

Константин Менье
Завтрак служанки. 1880-е
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

В состав выставки вошло около 80 работ. Среди них произведения мастеров XIX–XX веков, картины и графические листы французских и русских художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, работы передвижников из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и других музеев.

Пьер Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари.

Пьер Огюст Ренуар
Портрет Жанны Самари. 1877 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

В основе экспозиции «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» — научная публикация крупнейшего историка искусства Нины Александровны Дмитриевой (1917–2003). Особенность ее научного подхода заключалась в стремлении рассматривать русское искусство в мировом контексте, показывать его своеобразие и место среди других европейских школ. Статья «Передвижники и импрессионисты» стала итогом размышлений о формировании во Франции и в России поколения художников с разным мировоззрением и мироощущением, но воодушевленных борьбой с академизмом и различными путями пришедших к решению схожих задач.

Клод Моне Завтрак на траве. 1866

Клод Моне
Завтрак на траве. 1866
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Кураторская группа, следуя за оригинальной мыслью исследователя, создает в пространстве музея реальное отражение единого культурного процесса, показывает общий фон художественной жизни России и Франции последней четверти XIX века и соотносит два значительных явления на примере их наиболее ярких представителей. В экспозиции зритель увидит сопоставления картин Эдуарда Мане и полотен Ильи Репина и Владимира Маковского, Альфреда Сислея и Алексея Саврасова, Валентина Серова и Пабло Пикассо, Николая Ярошенко и Пьера Огюста Ренуара, Михаила Врубеля и Анри де Тулуз-Лотрека.

Илья Ефимович Репин Перед исповедью.

Илья Ефимович Репин
Перед исповедью. 1879–1885
Государственная Третьяковская галерея

В залах выставки представлены также знаменитые произведения постимпрессионистов – Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена. Эти мастера не были объединены общей программой или художественным методом, но были современниками импрессионистов, их «учениками».

Пабло Пикассо Комедианты.

Пабло Пикассо
Комедианты. Эскиз к картине «Les Bateleurs» 1905
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Экспозиция «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» продолжает серию проектов, посвященных аспектам взаимных влияний, параллелей и диалогов в творчестве художников различных эпох и стран. Среди наиболее ярких примеров таких выставок: «Москва — Париж. 1900—1930» (1982), «Москва — Берлин. 1900—1950» (1996), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» (2016–2017).

Абрам Ефимович Архипов Прачки. Конец 1890-х

Абрам Ефимович Архипов
Прачки. Конец 1890-х
Государственная Третьяковская галерея

Программа музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» 2017 года продолжает основную тему выставки. В концертах прозвучат произведения Камиля Сен-Санса, Клода Дебюсси и Мориса Равеля, применявших в своем творчестве стилистику и эстетику импрессионизма. В сопоставлении с произведениями французских композиторов будет исполнена музыка Модеста Мусоргского, Александра Скрябина, Игоря Стравинского и др.

Камиль Писсаро Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898

Камиль Писсаро
Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина:

В работе над проектом выставки общие усилия специалистов в области русского искусства из Государственной Третьяковской Галереи и кураторов французского собрания из ГМИИ им. А.С. Пушкина были направлены на то, чтобы убедительно проиллюстрировать оригинальные идеи Н.А. Дмитриевой художественными произведениями из музейных коллекций. В первую очередь мы опирались на размышления и выводы Нины Дмитриевой о том, что оба художественных направления были конкретной формой творческого сознания, характерного для данного исторического периода, оба оказали влияние на дальнейшее развитие искусства. И в этом смысле они являются неотъемлемой частью друг друга – отражением и выражением общественного сознания целой эпохи, ее устремлений и чаяний.

Сопоставление творчества русских и французских мастеров, передвижников и импрессионистов, в едином выставочном пространстве – это яркая демонстрация двух величайших явлений в художественной культуре XIX столетия.

Автор идеи и проекта: Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина
КУРАТОРСКАЯ ГРУППА
 
ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Ирина Никифорова, зав. отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Анна Познанская, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Наталия Автономова, зав. отделом личных коллекций.
Алла Луканова, зам. зав. отделом личных коллекций.
Государственная Третьяковская галерея:
Татьяна Юденкова, зав. отделом живописи второй половины XIX – начала XX века.
Ольга Атрощенко, н.с. отдела живописи второй половины XIX – начала XX века.

Участники выставки:
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Музей А.М. Горького Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Москва
Музей-квартира Ф.М. Достоевского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Калужский музей изобразительных искусств