Речь, правда, о Кремле нижегородском, но стоит пояснить, что кремлевский концертный зал – ни много ни мало местная филармония. Большой дом с колоннами над обрывом, спускающимся к Волге, – то есть в одном из самых живописных мест города, помимо общей торжественности антуража обеспечил еще и замечательный звук – настолько хороший, что кто-то из зрителей охарактеризовал «лучше, чем в записи». А для музыки Петра Налича это действительно важно – смаковать всё богатство аранжировок, разбирать все нюансы… Да и презентация диска как-никак! Нижний шел последним из трех городов, где представлялся новый диск «Отражения в лужах».

Петр Налич в Кремле

Нижний Новгород был одним из наиболее популярных гастрольных адресов Музыкального коллектива Петра Налича, но в последнее время перерыв получился изрядный: целых три года. В предыдущий раз Налич привозил в Нижний «Песни менестрелей» с целым симфоническим оркестром под управлением замечательного Федора Сухарникова, но с тех пор столько всего было написано и сыграно… В общем, Нижний явно пора было брать заново, то бишь возвращать в свою музыкальную орбиту…

Программа всех трех концертов-презентаций в основе своей была схожа, но и имела определенные отличия. Конечно, самая обширная презентация получилась в Москве, в концертном зале «Зарядье», с несколько расширенным составом музыкантов, позволившим исполнить новинки из проекта Romanovs100. Тем не менее Нижний ждали сюрпризы, которых не досталось и Москве. Например, красивейший блюз Falling Down из спектакля «Северная Одиссея» или пронзительная до разрыва сердца «Смеется»… А уж когда Айк Григорян взял в руки свою серебряную тубу и спел на ней ту самую хрустальную мелодию, кажется, оставшуюся где-то в другой жизни… Про the morning stars are shining above your head… Наверное, у многих в зале что-то екнуло в сердце. Правда, песня эта была исполнена в несколько обновленном виде – ведь теперь она звучит в спектакле «Обыкновенное чудо» пермского ТЮЗа. Но в концертные программы Morning Stars вернулась только сейчас, начиная с «Зарядья».

Петр Налич в Кремле

А ведь мелодию слов Петр выстраивает не менее легко и изящно, чем мелодию нот – как несколькими акварельными мазками, в несколько строк рисует историю жизни, заканчивающуюся таким лаконичным «Давай разведемся!» В других случаях музыка текста сливается с остальной музыкальной тканью, а то и следует за ее логикой, и вдруг оказывается, что «ехать далеко – легко, легко», несмотря на замысловатый ритмический рисунок и нестандартный размер. Это ведь известная тема – когда на репетициях музыканты сначала приходят в замешательство, спрашивая Петра «А как это играть?», но в итоге всё звучит с такой легкостью и непринужденностью, что и сама музыка слушателям кажется вроде как не такой уж сложной.

Неизменной частью концертов Петра теперь стал сеанс всеобщего транса под названием «Афрака», начинающийся с характерного ритмического рисунка в исполнении неподражаемого Льва Слепнера: на этот раз композиция, кстати, входящая в новый альбом, прозвучала особенно ярко и красиво. Из других песен с нового альбома Нижний услышал романтичнейшую Roses и Canzone, а также обновленную «Еду далеко».

Петр Налич в Кремле

На предпоследней песне Петр уже не мог сдержать радостно-торжествующей улыбки – Нижний взят, а после представления музыкантов напомнил в своей новой мини-композиции: «Эй, товарищ, ты чего загрустил, у тебя же есть я! Я! Я! Я есть у тебя!» – как рецепт борьбы с меланхолией и депрессией. Конечно, были и бисы – не стареющая Whooly. Провожали Петра, аплодируя стоя, урвав напоследок и автографов, и фотографий на память. И, наверное, долго еще будут вспоминать переливы его голоса, песни, шутки, танцы и дирижерские взмахи рук.