Первый иммерсивный спектакль в истории оперы доказал свою жизнеспособность: его команда отыграла уже второй полноценный сезон, завершив его майскими показами, и более того: надежда на продолжение уже превратилась в уверенность! «Пиковая дама» говорит нам «До встречи!», и даже уже известны даты – третий сезон начнется в октябре. Место то же: особняк Гончарова-Филипповых на Яузской улице. Удивителен магнетизм этого спектакля: вроде и была уже не единожды и не дважды, а все равно хочется возвращаться снова и снова…

Пиковая Дама

Что изменилось за прошедший год? В первую очередь надо отметить, что спектакль получил престижную отечественную оперную премию «Онегин» в номинации «Событие». Это и признание со стороны профессионального оперного сообщества, и невозможность пройти мимо популярности «Пиковой дамы» среди самых разных кругов зрителей. Ведь это действительно явление, возможно, даже некое дыхание будущего, набросок того, каким языком в этом, на первый взгляд, очень консервативном жанре искусства можно говорить с современным зрителем и как много ему можно сказать.

Пиковая дама

Как мне кажется, опера и сегодня, в наше пресыщенное время, имеет ряд преимуществ. Во-первых, ее условность, как ни странно, дает большую свободу высказывания. Слушая «Тоску», можно думать о событиях сегодняшних. Во-вторых, ее эстетика. Она такова, что даже самый «черный» сюжет не оставит ощущения безысходности после просмотра. Ну и в главных – «это же просто красиво»!

Пиковая Дама

…Всё пространство особняка, в котором играется спектакль, будто на ходу меняет формы и свойства. Проекции на стенах и свет рисуют череду декораций, превращая одно и то же и то же помещение то в сад, освещенный луной, то в бархатное ночное небо с мириадами звезд, то в бальную залу. И уже кажется, превращения и мистика повсюду. Вот только что за тобой, замыкающей группу зрителей, поднимающуюся на второй этаж, в спальню к Лизе, шел сам режиссер, и вдруг оглядываешься – а его нет… Лестница узкая, небольшая совсем, деться ему на первый взгляд некуда… Может, конечно, вращающаяся проекция часов на стене дала такой эффект?.. Но это так, шутки. Настроения…

Пиковая Дама

Опера-променад – по сути синтез различных воздействий на зрителя, жанров и идей. Ее еще называют первой иммерсивной оперой – и это название тоже верно: зрителям предстоит и прогулка по этажам особняка, и погружение в происходящее, ибо артисты играют и поют действительно на расстоянии вытянутой руки. Интересна многослойность получившегося действа: красивая музыка в эффектном антураже, яркая игра, множество загадочных «говорящих» деталей… Кто эти герои – эта по-настоящему страшная старуха, эта страдающая Лиза, этот Германн в мундире с такими странными погонами?.. Спектакль можно разгадывать как ребус, складывая ответы из деталей. Ощущение, будто в этой истории идут параллельные сюжетные линии, явные и скрытые. Тема масонов, на первый взгляд, неожиданно вплетена в спектакль – но это и не просто опера Чайковского, это Чайковский через призму Пушкина, недаром именно он водит зрителей от сцены к сцене, связывая действие воедино.

Пиковая Дама

Возможно, для кого-то это действительно только яркий красочный спектакль-триллер, где еще и красиво поют настоящие оперные певцы – и есть возможность, условно говоря, постоять буквально за спиной у героев. Для кого-то – мощная психологическая драма, замешанная на полумистическом сюжете, попытка заглянуть в темные колодцы человеческих душ. Если пойти дальше – окажется, что есть в спектале еще и параллельные смысловые переходы, которые откроют дополнительные двери. Мистика и загадки даже в этом…

Пиковая Дама

Но знаете… Вот сразу после спектакля вы вряд ли будете в состоянии так спокойно и взвешенно излагать. «Потрясение» – именно об этом, причем каждый раз, даже когда вроде бы знаешь всё наперед…

«Пиковая дама» – эдакий мостик к нам из прошлого, от старой доброй классики в XXI век. Режиссер оперы-променада Александр Легчаков говорит, что эпоха нигилистичного пост-модерна закончилась, мы вступили в эпоху метамодерна: в обществе снова существует запрос на искренность, красоту и чистоту, на высокие идеалы и стремление ввысь. Постановка действительно красива со всех точек зрения, не только «на слух».

Пиковая Дама

Обычный спектакль, условно говоря, разворачивается для зрителя почти на плоскости, иммерсивный – объемен: в следующий раз ты можешь увидеть какие-то сцены с другой точки, и это уже будет совсем другой спектакль. Так и вышло вдруг у меня со сценой в спальне Графини – по-моему, одной из наиболее сильных в постановке. В этот раз я оказалась к Графине лицом. И ее характер в исполнении Евгении Морозовой вдруг раскрылся для меня с новой силой. Если в первом сезоне попросту сводил с ума Германн – тащил за собой в свою пучину сводящего с ума ужаса, то в этот раз совершенно иначе прозвучал предсмертный хохот Графини: эта сцена была настоящим поединком титанов!

Пиковая дама

Образ Графини с этой постановке впечатлит даже стойких. А нечего вот бабушку тревожить! Одна из исполнительниц этой партии, Евгения Морозова, делится своим опытом работы над ролью. «Я много изучала характерных персонажей, причем даже больше не из оперы, а из кино. Баба Яга в исполнении Георгия Милляра, роли Фаины Георгиевны Раневской. И кстати, играть старость, дряхлость у меня задачи как раз не было: наша Графиня – это такая молодящаяся старуха, пытающаяся всеми силами удержать уходящую молодость. Эдакий собирательный образ ботоксной вечной светской красотки. Она и к Лизе на самом деле относится с ревностью, как будто к конкурентке. У нее на одной руке перчатка – это она просто пытается скрыть под ней проблемную кожу. Что касается именно вокальной, оперной части, то я, конечно, изучала всех выдающихся Графинь: Образцову, Богачеву, зарубежных. Конечно, Образцова – классика».

Пиковая Дама

Евгения в проекте с самого начала. Ведь прежде чем рискнуть выпустить иммерсивный спектакль в свет, его создатели тщательно проверяли все его аспекты, сделали в 2015 году серию пробных показов – а потом дорабатывали детали еще два года. В результате поменялись и костюмы, и грим – они стали более выразительными, были отточены все мелочи.

Пиковая дама

«Меня пригласили «по звонку», – рассказывает Евгения Морозова. – Я пела Графиню на госэкзамене в Гнесинке – в «Пиковой даме» с Петром Наличем в роли Германа, вот там меня приметили и дали мой номер по наводке. Иммерсивная «Пиковая дама» подарила мне знакомство со многими замечательными людьми и большой сценический опыт. Работать в иммерсивном формате до этого проекта мне не доводилось. Здесь я сыграла большое количество спектаклей – это еще и проверка на прочность. Погружение в образ роковой возрастной дамы не могло не сказаться на мне, как на личности – одна из трудностей работы в этом проекте. Техническая часть работы (спетость с оркестром) решилась достаточно быстро, так как работали профессиональные дирижеры и звуковики. Артисты не имели возможности видеть оркестр и иногда даже второго дирижера иногда из-за света, но после нескольких премьерных спектаклей мы все друг друга уже предслышали! В этом чудо нашей профессии. Отдельная благодарность и моя любовь труженикам невидимого фронта – примерам, костюмерам, они относятся к нам – артистам – с такой теплотой и заботой!»

Еще одна великолепная Графиня этой постановки – Софья Ефимова. Насколько разные образы получаются у этих солисток – и насколько в обоих случаях сильные и интересные! Если Графиня Евгении внушает ужас чуть ли не на подсознательном уровне, то у Софьи она даже в своем нынешнем положении так и осталась изысканной и аристократичной Венерою московской.

Пиковая дама

«Про то, что готовится постановка оперы «Пиковая дама», я узнала от своей подруги и чудесного художника по костюмам Аси Соловьевой, – вспоминает Софья Ефимова. – При словах «Пиковая дама» я вскочила: «Как?! Без меня?! Это ведь моя любимая опера! И партия Графини – мечта!» Через год был кастинг, и вот я здесь! Точнее, было так: мне сказали, что нужна Полина, и я пришла с романсом Полины, тайно зная, что я – Графиня. И еще до того, как я открыла рот, Саша Легчаков спросил: «А графиню?» Я исполнила и Полину, и Графиню, и вечером того же дня меня утвердили!
В первый мой приход на репетицию я открыла отчего-то не ту дверь (а как позже выяснилось, именно ту), поднялась на звуки и вошла в незнакомое помещение именно с той черной лестницы, откуда впоследствии и появляется моя Графиня! Помню, Саша сказал: «Ну конечно, это ж графиня…» – он-то уже знал, что там будет мой выход, а меня-то тогда туда как принесло?

Проект этот наполнен странными случайностями, а я думаю, все случайности не случайны! Репетиции с первой секунды доставляли мне наслаждение. Любимая Музыка! Мистический таинственный образ! Разговоры с режиссером и дирижером! За два сезона я сыграла, наверное, сто спектаклей – это много. И каждый из них прекрасен по-своему. И в каждом появляется нечто новое, интонации, взгляды, жесты… Саша дает возможность творить и любить! И это, конечно, его бесконечный дар. Не каждый режиссер умеет так.

Пиковая дама

Похожа ли я на свою героиню? Думаю, отчасти да! Каждая настоящая женщина немножечко графиня, имеющая власть над мужчинами, страшные тайны и тайные страхи…»

Первой Лизой в стартовой версии была Светлана Носова, первыми Германами были Дмитрий Боос и Григорий Голицын. Потом к ним присоединился Петр Налич, которого Александр Легчаков увидел в роли Германа в Гнесинке. Но тот Герман был совсем другим и о другом: Ю.А.Сперанский, руководивший студенческим театром-студией до самой своей смерти, сделал свою «Пиковую даму» как историю несчастного человека, отверженного и затравленного жестоким обществом. Он сходит с ума сначала действительно от любви и в итоге гибнет, даже не добравшись до карточного стола. Наверное, это квинтэссенция того, чем Герман Чайковского отличается от Германна «Пиковой дамы» Пушкина. Но в иммерсивной опере характер этого героя совсем иной. Режиссер заново обратился к повести Пушкина – и вытащил из нее всё самое темное и гибельное, что было в натуре Германна. Этот Германн манипулирует Лизой, его устремления – лишь «груды золота». Вот он будто бы овладел главной тайной Графини – но… Нельзя ставить на карту тщеславия, говорит Александр Легчаков. Такие помыслы неизбежно привлекают дьявола – Графиня все-таки разрушает все замыслы Германна и в последней сцене является за ним из преисподней.

Удивительно, какими тонкими красками выписан этот Германн у Петра Налича. В беседе с Лизой его голос страстен, движения порывисты. Сцена в спальне Графини – настоящий триллер. А как захватывает Германна игра – он, словно мальчишка, забывает обо всем, ему сейчас и черт не брат, есть только его страсть, азарт – и судьба, словно сама отдающаяяся в руки… И вдруг каким-то чуть не боковым зрением понимаешь, что взгляд этого азартнейшего игрока – как стена, он черен и пуст… Кажется, уже до каждой миллисекунды знакомый спектакль опять открылся новыми гранями, он и тот же, и уже не тот, что был в первом сезоне…

Пиковая дама

В этой истории совершенно необходим и чрезвычайно важен положительный герой – так считает режиссер спектакля. И этот герой, конечно, Лиза. Чистая, устремленная к свету душа, способная сильно и жертвенно любить. Однако уже с самого начала возникает в ее истории и это предчувствие беды, окончательно сформулированное в романсе Полины – воплощения Лизиного подсознания. Лиз в спектакле несколько, и все, конечно, разные – то доверчивые в своей вере в счастье, то отважные в готовности бороться за него. Сложный и интересный образ получился у Галины Войниченко: ее Лиза сильная, любящая и жертвенная натура, и в ее силе явно читается воля бороться за свое счастье, своего Германна.

Пиковая дама

Ну и напоследок – пожелания от того самого Германна, Петра Налича: «Я очень рад, что проект опера-променад «Пиковая дама» продолжает жить. Для меня критерием того, что спектакль является чем-то существенным в абсолютном мире прекрасного, является тот факт, что и мне, и другим певцам особенно радостно выходить на каждый новый спектакль. Есть ощущение движения. Нет застоя и рутины. Многая лета нашей «Пиковой даме» и спасибо всем создателям этого по-настоящему нового прочтения нетленного произведения!»

Сайт спектакля: pushkinopera.ru