ГЦСИ приглашает принять участие в дискуссии «Архитектура как общественное пространство»

28 ноября в Малом зале ГЦСИ состоится дискуссия, посвященная советскому архитектурному модернизму. Встреча состоится в рамках параллельной программы выставки «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала».

Этот стиль выделен специалистами в отдельное направление совсем недавно, поэтому изучен достаточно мало. Он пришёл на смену сталинскому ампиру и охватывает период с 1955 по 1991 гг. Временные рамки определить было тяжело и за «хронологические края» были приняты важные политические этапы: «Постановление об устранении излишеств» Никиты Хрущева (1955) и распад Советского союза (1991).

Многие считают, что советский модернизм, после сталинской «декоративности», отличает сугубо функциональная аскетичность. Брежневки, хрущевки, панельки — формальный подход к искусству и практика создания архитектуры в рамках государственного заказа. Есть мнение, что модернизм лишил архитекторов простора для творчестваНо так ли это?

Стиль советского модернизма очень противоречивый, сложный, проблемный, но очень интересный. Не смотря на то, что уровень цензуры был очень высок и многие инженеры не могли позволить себе слишком рисковых экспериментов, было создано множество выразительных и запоминающихся сооружений.

Советский модернизм становится сейчас все более популярным. Этот стиль активно изучается. Исследователи пытаются проследить взаимосвязи советского модернизма с  мировой архитектурой второй половины ХХ века. В прошлом году вышла книга «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991» в которой описывается около 100 объектов самой неоцененной эпохи советской архитектуры. Познакомиться с автором книги, Николаем Малининым, обсудить причины возникновения модернизма в СССР, его особенности и этапы развития, вы сможете 28 ноября в ГЦСИ. 

В Свердловске в 1960-1990 годах также шло активное строительство, были созданы многие знаковые общественные пространства и сооружения города. На встрече мы поговорим об архитектурной теории и практике Свердловска, рассмотрим несколько самых важных общественных пространств, культурных центров и архитектурных ансамблей центральной части Свердловска —  чем они должны были стать в проекте и что с ними происходит сейчас. Обсудим вопрос уральской аутентичности у этих сооружений. Если эта самая аутентичность или здания привнесли в Свердловск чистый глобальный модернизм?

Участники встречи:
Полина Иванова — архитектор, журналист, исследователь
Николай Малинин — архитектурный критик, соавтор книги «Москва: архитектура советского модернизма 1955-1991»
Ольга Казакова — старший научный сотрудник в НИИ Теории и истории архитектуры и градостроительства, директор института модернизма.

28 ноября (вторник)
Дискуссия «Архитектура как общественное пространство»
19.30-21.00
Место проведения: Выставочный зал ГЦСИ (Москва, Зоологическая 13, стр.2)
Телефон для справок: 8 985 027 77 94

Вход свободный, регистрация: https://ncca.timepad.ru/event/617863/

О выставке:

Выставка-исследование  «Приручая пустоту», над которой работала команда Уральского ГЦСИ в Екатеринбурге, продолжает экспозиционную программу, представляющую лучшие проекты филиалов в Москве.

Коллективная выставка уральских художников представляет наиболее полное исследование современного искусства Урала с 1960-х — момента становления альтернативной художественной среды, по сегодняшний день.

Куратор — Владимир Селезнев
Даты проведения: 19 октября — 3 декабря 2017