Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Stella Art Foundation
представляют выставку

В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО. Тайное братство Тинторетто

Даты проведения: 11 мая — 11 сентября 2019
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Художники: Дмитрий Крымов (Россия), Ирина Нахова (Россия), Гари Хилл (США), !Mediengruppe Bitnik (Швейцария), Эмилио Ведова (Италия)
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко
В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО. Тайное братство Тинторетто
Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI» «В конце пребывает начало» – выставку работ современных художников, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Робусти, прозванного Тинторетто, которая пройдет во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства.

В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО. Тайное братство Тинторетто

Dmitry Krymov Video installation There is the beginning at the end

Инсталляции современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой и Гари Хилла заполнят пространство церкви Сан-Фантин, где когда-то хранилась картина самого Тинторетто. Они вступят в диалог с полотном художника-модерниста Эмилио Ведова – последователя Тинторетто– и историческим контекстом места. Проект-интервенция коллектива !Mediengruppe Bitnik дополнит программу и подчеркнет атмосферу сопричастности и принадлежности к тайному венецианскому братству.

В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО. Тайное братство Тинторетто

Gary Hill__Video installation_There is a Beginning in the End_Visualisation

«Тинторетто – это Венеция, даже если он ее не пишет» – сказал о художнике Жан-Поль Сартр. В живописи Тинторетто ключевой категорией было пространство, в своих произведениях он воплощал бесконечную вселенную, движущуюся и бурлящую. Произведения современных художников, специально созданные для этого проекта, переосмысляют новаторский подход великого венецианца и предлагают зрителям погрузиться во вселенную Тинторетто. Каждое из произведений осмысляет важнейшие мотивы творчества Тинторетто, среди которых — духовное единение людей, мотив чуда, а также его мастерская работа с динамикой пространства и выразительными возможностями света.

Проект выстроен не как традиционная выставка, а как современная месса, где каждый акт – новое произведение, заполняющее все пространство церкви. Помимо медиаработ, на выставке будет представлено полотно итальянского абстракциониста Эмилио Ведовы – главного последователя Тинторетто в XX веке, вступающее в диалог с работами современных художников.

Театральный художник Дмитрий Крымов создает перформативную инсталляцию по мотивам «Тайной вечери» из церкви Сан-Тровазо. Интерпретируя «Тайную вечерю», он конструирует в алтаре церкви Сан-Фантин другую реальность, основанную на trompe-l’oeil — зрительной обманке, – тем самым заставив зрителя усомниться в правильности своего восприятия.



Медиаинсталляция Ирины Наховой состоит из трех частей, каждая из которых отсылает к произведениям итальянского мастера. Все они переосмысляют библейские сюжеты с позиции переживания современной истории. Важным мотивом творчества Тинторетто для художницы является динамика человеческой массы, которая обладает критическим эмоциональным накалом. Бурление земной материи ищет выход в запредельном космическом пространстве, которое сложно помыслить, но можно прочувствовать благодаря драматургии медиаработы Наховой.

Классик американского медиаискусства Гари Хилл раскладывает элементы живописи Тинторетто на спектры и нейроны и создает из них новую сущность, звучащую и мерцающую. Отправной точкой для Хилла выступает не архитектурное пространство, а в первую очередь пространство человеческого сознания. Соединение визуальных образов с интенсивным электронным звучанием позволяет получить глубокий синестетический опыт.

Одна из поздних работ Эмилио Ведова, представленная на выставке, — Tondo — имеет форму круга. Она отражает концепцию закольцованности времени. Ведова видел миссию художника в том, чтобы записывать и вновь транслировать вечные темы столкновений, волнующие весь мир: войны, несправедливость, угнетение. Как и Тинторетто, он оперирует не образами, а целыми стихиями, пространством. Форма круга стала для него возможностью выйти за пределы живописной среды через соединение пространства и времени.

Выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое распахнет двери церкви Сан-Фантин для широкого зрителя после десятилетней реставрации. Возведение церкви было завершено в XVI веке, а первые культовые постройки на этом месте датируются X веком.

 


В выставке также примет участие коллектив !Mediengruppe Bitnik и проведет секретный проект-интервенцию, позволив зрителю вступить в тайное братство Тинторетто. Атмосфера секретности, сопричастности и сотворчества объединит их проект с темой венецианских братств.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Тинторетто осуществлял перемены в искусстве, которые шли вразрез с жизнью, казавшейся регулярной или традиционной. Нам важна тема братств, в том числе и бедных братств, по заказам которых работал Тинторетто. Эта выставка — о роли художника, который работает не с богатыми клиентами, не в поиске средств к существованию или личному комфорту, а для того, чтобы человека ничего не отвлекало от произведений, среди которых происходит литургия, на которых он сосредоточится, и которые изменят его».

Стелла Кесаева, президент Stella Art Foundation: «В 2019 году наш Фонд в седьмой раз возвращается в Венецию. Мы трижды представляли Россию на Венецианской биеннале в национальном павильоне, до этого в рамках параллельной программы показывали проекты в Музее Ка Реццонико, в Школе искусств Тираоро и Баттиоро, а также устраивали специальное событие в 2005 году в Фонде Гуггенхайма. На этот раз в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина Фонд выступает соорганизатором выставки, где актуальное искусство вступает в диалог с произведениями великого венецианского мастера Тинторетто, чье 500-летие отмечается в этом году во всем мире».

БИОГРАФИИ

Кураторы

МАРИНА ЛОШАК — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор, филолог. В разное время возглавляла Московский центр искусств (МЦИ) на Неглинной, Tatintsian Gallery и Музейно-выставочное объединение «Манеж», в состав которого входят ЦВЗ «Манеж»; основательница галереи «Проун». С 2013 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

ОЛЬГА ШИШКО — руководитель направления «Пушкинский XXI», куратор, искусствовед, исследователь, автор многочисленных статей. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, посвященных искусству новых медиа. Основатель центра «MediaArtLab», старейшего российского института, занимающегося искусством новых медиа.

Художники

ГАРИ ХИЛЛ (р. 1951, Санта-Моника, США) — мультимедиа-художник, один из пионеров видеоарта, начавший работать с видео- и саунд-артом еще 1970–1980-х годах. В своих видеоработах и инсталляциях художник исследует связь образов, звука и языка («Incidence of catastrophe», «Between Cinema and a Hard Place»), тела и технологии («Inasmuch As It Is Already Taking Place»,«Inasmuch As It Has Already Taken Place»). Самые известные инсталляции художника – «Tall Ships», «HanD HearD», «Viewer», «Wall Piece». Его персональные выставки проходили по всему миру, включая Центр Помпиду (Париж), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музей современного искусства Барселоны и др. Работы Гари Хилла находятся в собраниях многих музеев, в том числе в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Он был удостоен многих наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале (1995), премия фонда МакАртуров (1998), почетная степень Колледжа искусств Корниш в Сиэттле (2011).

ДМИТРИЙ КРЫМОВ (р. 1954, Москва, Россия) — режиссер, художник, сценограф. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации. Закончил Школу-студию МХАТ (1976). Его спектакли участвуют в престижных международных фестивалях Австрии, Великобритании, Германии. Спектакли Крымова шесть раз удостаивались премии «Золотая маска». Лаборатория Дмитрия Крымова активно гастролирует по миру, в том числе в Бразилии, США, Австралии, Новой Зеландии. С 1990-х годов занимается искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал в групповых и персональных выставках в России и за рубежом. Его работы хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Ватикана, Всемирного банка. В 2004–2018 годах был художественным руководителем лаборатории при театре «Школа драматического искусства». Большое внимание режиссер уделяет взаимодействию актера и пространства сцены, а также сценографии. Среди известных постановок: «Смерть жирафа», «Opus №7», «Сон в летнюю ночь», «Тарарабумбия», «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» и др.

ИРИНА НАХОВА (р. 1955, Москва) — художница, представительница московского концептуализма. Работает в жанрах живописи и инсталляции. Закончила Московский полиграфический институт. С 1989 года провела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Барселоне, Зальцбурге, Нью-Йорке, Чикаго и других городах Европы и США. Лауреат Премии Кандинского (2013) в номинации «Проект года». В 2015 году представляла Россию на 56-й Венецианской биеннале.

!MEDIENGRUPPE BITNIK (Кармен Вайскопф, р. 1976, Швейцария; Домагой Смольо, р. 1979, Хорватия) – медиахудожники, работающие преимущественно с Интернетом. В своих работах они исследуют тему виртуального пространства, в том числе – даркнета. Их работы выставлялись во многих музеях и галереях, среди которых: Художественный музей Миншен в Шанхае, Художественная галерея Любляны, Дом искусств Цюриха, Центр современного искусства в Вильнюсе, Тегеранская биеннале и др. Группа была лауреатом Swiss Art Award и удостоена почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica. Их знаменитые проекты – «Вызывает опера. Арии для всех» на Уральской индустриальной биеннале современного искусства, «Случайный покупатель», для которого они создали интернет-бота, «Посылка мистеру Ассанжу» и др.

ЭМИЛИО ВЕДОВА (1919, Венеция, Италия – 2006, там же) – главный последователь Тинторетто в XX веке; этой преемственности была посвящена выставка Джермано Челанта в Скуоле Сан-Рокко в 2013 году. После периода увлечения экспрессионизмом, в 1942 году он примкнул к движению «Corrente», которое противостояло тоталитарному искусству. В 1946 году стал одним из основателей «Нового итальянского сецессиона». В 1948 году состоялся его дебют на Венецианской биеннале. В 1960 году удостоился премии Grand Prize for Painting, в 1954 году получил премию, позволяющую провести три месяца в Бразилии, и в 1997 году – Golden Lion Award for Lifetime Achievement. Преподавал в Зальцбурге, Венеции и нескольких американских университетах.

Консультанты проекта

ВИКТОРИЯ МАРКОВА – историк искусства, заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина, один из ведущих в мире экспертов по искусству итальянского Ренессанса.
ДОН ДЖАНМАТТЕО КАПУТО – директор Департамента культурного наследия и туризма архиепархии Венеции.
ДЖУЗЕППЕ БАРБЬЕРИ – историк искусства, глава факультета философии и культурного наследия в университете Ка’ Фоскари.
ГАБРИЭЛЛА БЕЛЛИ – историк искусства, директор Фонда городских музеев Венеции.

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года. Основателем музея был профессор кафедры теории и истории искусства Московского Императорского университета Иван Владимирович Цветаев, отец поэта Марины Цветаевой. В коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох – от древних цивилизаций до начала XXI века. Главное здание музея является памятником архитектуры конца XIX – начала XX века, а весь музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. В музее хранятся живописные полотна французских художников-импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, произведения искусства Древнего Египта из коллекции Владимира Голенищева, а также шедевры старых мастеров и многие другие памятники.

Направление «Пушкинский XXI»

С 2014 года Пушкинский музей реализует стратегию, ориентированную на привлечение нового зрителя за счет включения произведений современного искусства в музейную экспозицию. В 2017 году музей объявил о создании нового направления деятельности – программы «Пушкинский XXI», которая призвана рассказывать зрителям о новейшем искусстве и его самых ярких представителях. Задачей программы является демонстрация искусства «новых классиков», говорящих на языке современных форм.

Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры и сопоставлении современного и классического искусства. «Пушкинский XXI» – это инновационное направление, где вступают в диалог все формы презентации современного искусства, от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.

В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные по мотивам работ из коллекции музея, сайт-специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с использованием новейших технологий. Среди первых приобретений – видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).

Stella Art Foundation

Некоммерческая организация, учрежденная в Москве в ноябре 2003 года по инициативе Стеллы Кесаевой. Целью фонда является поддержка современного искусства, в частности, поощрение проектов, связанных с изучением искусства московской концептуальной школы. Коллекция фонда насчитывает более 1000 произведений искусства XX и XXI веков. Stella Art Foundation осуществил в России и за рубежом около сотни проектов, посвященных работам российских и зарубежных художников, в том числе в рамках Венецианской биеннале. Фонд с успехом провел шесть мероприятий. В 2011, 2013 и 2015 годах Стелла Кесаева была комиссаром павильона России; Stella Art Foundation представил в эти годы три выставки работ художников школы московского концептуализма: «Пустые зоны» Андрея Монастырского (куратор Борис Гройс, 2011); «Даная» Вадима Захарова (куратор Удо Киттельман, 2013); «Зеленый Павильон» Ирины Наховой (куратор Маргарита Тупицына, 2015).

www.safmuseum.org

Церковь Сан-Фантин

Здание церкви располагается на площади театра Ла-Фениче в районе Сан-Марко в Венеции и носит имя преподобного Фантина-чудотворца. Время постройки церкви и имя зодчего доподлинно неизвестно. Одни историки предполагают, что она могла быть возведена в VI веке, другие считают, что постройка датируется X веком. Известно, что церковь несколько раз горела. Она была перестроена в XII веке семьей Пизани, затем, в начале XVI века, достроена по проекту архитектора Скарпаньино, с добавлением часовни венецианского архитектора Якопо Сансовино, который завершил восстановление в середине XVI века. По данным архивов, до начала XX века в церкви находились картины «Освобождение Венеции от чумы» и «Пьета» Джанбаттисты Пьяцетто, «Святое семейство» Джованни Беллини и «Мария посещает Елизавету» Тинторетто. Сейчас эти картины экспонируются в музеях.