К 150-летию со дня рождения французского живописца Анри Матисса Пушкинский музей запускает образовательную платформу, которая позволит зрителю сделать несколько шагов к более глубокому пониманию творческого пути великого художника и его новаторских произведений, во многом определивших искусство современности.

Пушкинский отмечает 150-летие Анри Матисса

Анри Матисс Красные рыбы (Золотые рыбки). 1912_ГМИИ им. А.С. Пушкина ©Succession H. Matisse

31 декабря 2019 года исполнится 150 лет со дня рождения французского живописца XX века Анри Матисса. Революционер и новатор в искусстве, лидер группы фовистов (от фр. les fauves — «дикие») соединял в своих произведениях французскую утонченность, смелость и особое чувство цвета. Помимо живописи художник занимался графикой, скульптурой, книжной иллюстрацией, создавал театральные декорации и монументальные росписи. Анри Матисс входит в число мастеров, к чьему наследию постоянно обращается современная визуальная культура.

Пушкинский музей обладает уникальной коллекцией произведений Матисса, часть из которой представлена в постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. В основе музейной коллекции — живописные работы художника 1890–1910-х годов из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди наиболее значимых картин мастера в собрании Пушкинского музея, ставших его визитными карточками, — «Красные рыбы (Золотые рыбки)», «Испанка с бубном», «Мастерская художника (Розовая мастерская)». Помимо живописных работ, в коллекцию музея входит ряд рисунков, которые были переданы в собрание самим художником в первые послевоенные годы. Позднее творчество автора представлено в собрании картиной «Натюрморт. Раковина на черном мраморе», подаренной музею Лидией Делекторской, секретарем и помощницей художника.

 


В честь юбилея Матисса Пушкинский музей при поддержке Росбанка запускает образовательную платформу, где расскажет об истории жизни художника, источниках его вдохновения, революционных идеях и о его влиянии на современную художественную культуру.

На платформе музей представляет следующие проекты:

  • «Чтения у картины»

Видеопроект, созданный при участии кураторского агентства Sience me, в котором художники Андрей Блохин (Recycle group), Андрей Бартенев и актер Шамиль Хаматов читают отрывки из статей Анри Матисса о философии и искусстве;

  • Серия материалов в ведущих СМИ

Совместно с ведущими СМИ музей подготовил серию материалов о богатой интересными фактами жизни Матисса, его главных работах и экспериментах, о значении цвета в искусстве художника и отсылках к его творчеству в современной модной индустрии.

СПРАВКА

Анри Матисс родился в 1869 году в коммуне Като-Камбрези. После окончания лицея он недолгое время работал помощником адвоката. В Париж будущий художник приехал с намерением изучать право, но юриста из него не получилось. С 1890 года он занимался изобразительным искусством. Побывав в ряде художественных мастерских, среди которых была и мастерская художника-академиста Вильяма-Адольфа Бугро, он оказался учеником Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Одновременно с Матиссом в мастерской Моро (символиста, автора многочисленных работ на аллегорические и мифологические темы, одного из самых оригинальных колористов в истории французской живописи) учились Альбер Марке, Жорж Руо, Анри Манген, Отон Фриез и Андре Дерен, составившие в дальнейшем основное ядро группы фовистов. Моро, которого отличало уважение к творческой индивидуальности своих учеников, распознал в Матиссе будущего реформатора изобразительного искусства.

Произведения художника свободны от традиционной замкнутости и, напротив, стремятся к освоению окружающего пространства. Это соответствует выработанному Матиссом к концу 1900-х годов новому пониманию роли и места живописи в жизни людей нового века. По мысли художника, предназначение картины — в том, чтобы погрузить уставшего и опустошенного человека современности в гармоничную среду, дать ему отдых, увести от тревог и волнений. Матиссу был дорог идеал близости человека и природы, его привлекало единство инстинкта и разума, характерное для архаических культур. Мастер стремился приблизиться к чистоте ощущений, свойственной детскому или первобытному творчеству. Обращаясь к интуиции, Матисс пытался найти новые способы воздействия на зрителя и превращал картину в образ мира, полный естественности и непринужденности.

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симьезе, на окраине Ниццы, где и был похоронен.

Собрание работ Матисса, принадлежавшее московским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, было разделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем после закрытия Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая XXI веком. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций работ импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.