Интересная тема – городские концерты на День Победы. Они бывают неожиданными, нестандартными – и в итоге оказываются неким уникальным опытом, который потом вспоминаешь с радостью и благодарностью даже годы спустя. Ну, во всяком случае с Петром Наличем это так. Никогда не знаешь, куда приведет праздничное путешествие, но это обязательно будет интересно.

Пётр Налич

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

Например, в 2015 году Петр удивил и восхитил участием сразу в нескольких программах, и одна из них – с коллективом «Персимфанс» (Первый симфонический ансамбль), являющимся реинкарнацией оркестра без дирижера, существовавшего в Москве с 1922 по 1932 год. Нынешний «Персимфанс», воссозданный под идейным руководством композитора Петра Айду, в своем концерте великолепно воссоздал атмосферу предвоенных лет – эксперименты в искусстве, необыкновенные музыкальные решения как выплеск огромной творческой энергии, спровоцированный революцией и созданием нового общества, и тут же – тема войны, ее предчувствия, и произведения, написанные непосредственно в сороковые… Как-то это совсем другие ощущения, чем от стандартной праздничной программы. Петру было доверено исполнить несколько военных песен тех лет, малоизвестных сегодня и, кстати, очень разных по стилистике.

Май 2016 года был отмечен программами песен Утесова и собственных сочинений Петра для симфонического оркестра. Да-да, в маленькую сценочку для уличных концертов битком набивались сначала Молодежный симфонический оркестр под управлением Федора Сухарникова, потом джазово-симфонический оркестр, собранный Петром специально под утесовские песни, и в один день звучали две разные интереснейшие программы.

То, как хорошо ему удаются военные песни, Петр Налич доказал уже давно: благодаря прекрасно развитому чувству стиля, уникальному голосу, харизме, обаянию и много чему еще эти вроде бы выбивающиеся из основных линий творчества Петра эпизоды всегда производят большое впечатление.

В этот раз программа случилась смешанная (часть – военные песни, часть – свои), состав – бэндовый, как на собственных концертах. Необычной была география концертов – от парка «Музеон» до площади перед Ледовым дворцом в подмосковном городе Клин.

Прогретый солнцем, благоухающий сиренями и буйно зеленеющий «Музеон» услышал не две-три песенки, как можно было предположить исходя из ситуации, а полноценный концерт, в котором «Тальяночка», «Ехал я из Берлина» и другие популярные военные песни соседствовали со старыми и новыми хитами Налича, песнями из спектакля «Северная Одиссея», многоголосьем «Белорыбицы», лирикой типа «Подмосковья». Замечательный «винегрет» закончился «Смуглянкой» под кадры из фильма «В бой идут одни старики». Что еще нужно для праздничного настроения!.. Ну а далее предстоял марш-бросок на северо-запад.

 


Как оказалось, доехать в Клин сквозь ливни и грозы – лишь часть задачи. Трудно сказать, чего именно не выдержало клинское звуковое оборудование – весенней сырости или сложности аранжировок (может, десять человек на сцене и всё вживую – небывалая нагрузка для местной аппаратуры). Факт в том, что посреди концерта звук вдруг вырубился полностью. И как-то не спешил включаться обратно. На попытки реанимации динамики отвечали оглушительными хлопками, грозившими уничтожить всё живое, включая храброго солиста, и упорным отказом работать.

Но Петр не растерялся: «А пока я спою вам русскую народную песню» – и запел «Машеньку». Задача, кстати, не для всех посильная – пусть площадь была не огромная, но нужно обладать голосом Налича, чтобы охватить такое пространство без микрофона и акапелла.

Эксперимент был принят с горячим энтузиазмом, и на последовавших «Соловьях» зрители уже дружно подхлопывали, а дальше начали и подпевать. В ход пошел весь военно-народно-псевдонародный репертуар, вплоть до «Катюши» и «Каким ты был, таким ты и остался» – минут 15 на восстановление оборудования ушло точно, и всё это время Петр держал публику.



Но все-таки в десятом часу вечера 9 мая в дальнем Подмосковье нечто большее, чем имитация застолья, требовала от воспринимающей стороны больших усилий. В самом деле, наверное, это выглядело слишком фантастично, чтобы ощущаться как правда – когда вот просто так на площади вдруг оркестрик из лучших столичных музыкантов во главе со звездой интернета, Евровидения и мировой премьеры оперы-променада, и звучат эти красивые, но странноватые для обывательского вкуса эстетские песни… Часть слушателей упорно пыталась развернуть свой сценарий событий, требуя то некую «Гармонь», то «Черного ворона», то совсем уж «Мурку». Петр парировал весело и остро, но непреклонно вел концерт по своему плану, между песнями в качестве конферанса нес очаровательную «пургу» – и продолжал уверенно командовать парадом. И пока одни зрители изображали «хулиганствующий элемент», другие восклицали «До мурашек!» и кричали «Браво!» и «Молодец!»

Завершился концерт традиционно – праздничным салютом, который, кстати, очень хорошо смотрелся.

Хочется верить, что страдания были не зря и победа вышла стратегическая. Как минимум победа хорошей музыки.