Наверное, для этого и предназначены долгие холодные зимние вечера – как когда-то все собирались у какой-нибудь графини N, кто-то рассказывал истории, кто-то пел романсы, тихо мерцали свечи, все слушали и быстро забывали о вьюге за окном и своих проблемах, оставшихся дома…

Пётр Налич

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

И хотя сегодня изменилось всё, от интерьеров до климата, не говоря уже о ритме жизни, вечера, которые проводит историк быта Михаил Пономарев, как-то очень легко и гармонично возвращают в другие эпохи. Он рассказывает о великих деятелях русского искусства, но так, что перед слушателями возникают образы живых людей – с их непростыми характерами, сложными жизненными обстоятельствами, чаяниями и надеждами, сбывшимися и нет. Михаил сам избегает называть свои рассказы лекциями – ведь эти истории достаточно далеки от энциклопедических наборов сведений. Слушаются же они всегда как увлекательный роман. Второй частью такого вечера часто бывает что-то музыкальное, по духу и тематически связанное с рассказом – например, концертные исполнения опер. К этому добавляются нестандартные места поведения таких вечеров – и уже чем не светский салон! Попавшего на такой вечер непременно ждет множество открытий.

Пётр Налич

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

Один из таких вечеров прошел 6 февраля по адресу Тверская, 15, где располагается «Пространство творчества и развития». Он был посвящен истории любви Федора Шаляпина и выдающейся итальянской балерины Иолы Торнаги. Детали этих отношений в рассказе были переданы так живо, что воображение легко дорисовывало подобие кинокартины, в которой было всё – увлечения и разочарования, счастье и беда, верность и предательство, но, что важнее всего, сильная, непобедимая любовь.

Музыкальную часть вечера обеспечил оперный театр «Конлючия», созданный молодыми режиссерами Константином Камыниным и Светланой Высоцкой. Выбор пал на «Евгения Онегина» П.И.Чайковского – из-за знаковой для Шаляпина партии Гремина, которую исполнил Рустам Касимов. Онегина пел и играл Роман Непомнящих, один из исполнителей партии Белькоре в искрометном «Любовном напитке» «Конлючии», Татьяной Лариной была Анастасия Большакова, которая играла Жоржетту в не менее впечатляющей постановке этого театра оперы Пуччини «Плащ». Партию Ольги пела замечательная Екатерина Лукаш, Ленского – Петр Налич. Исполнялась опера под аккомпанемент Андрея Неганова. Поскольку исполнение представляло собой фактически монтаж сцен, связками между ними служил пушкинский текст, который читал выпускник ГИТИСа и чрезвычайно артистичный Белькоре в вышеупомянутом «Любовном напитке» Иван Болгов.

Такое исполнение жемчужины творчества Чайковского – с куражом и темпераментом молодости, яркой игрой и вовлеченностью – очень логично, достаточно вспомнить, что премьера «Евгения Онегина» в 1879 году игралась силами студентов московской консерватории.

Впереди нас ждут новые авторские вечера Михаила Пономарева из серии «Истории о…». А театр «Конлючия» уже в марте порадует очередным спектаклем «Любовный напиток» с Петром Наличем в роли Неморино. А Чайковского Налич споет уже 15 февраля в своем сольном концерте – это не считая Германна в «Пиковой даме» 14 февраля.