Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
представляют выставку

ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ И ГРАВЮРЫ ЭПОХИ ЭДО

Даты проведения:
первая ротация – с 4 по 30 сентября 2018
вторая ротация – с 3 по 28 октября 2018
Место проведения: Главное здание, Белый зал, колоннада, залы 19, 20
Кураторы выставки:
Хироёси Тадзава, заведующий отделом научных кураторских исследований, Токийский национальный музей
Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пресс-показ: 3 сентября, 12:00

Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо

Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» станет одним из центральных событий перекрестного года России и Японии. На выставке будет представлено 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Многие из них стали уже знаковыми в истории искусства Японии и крайне редко покидают пределы страны. Российская публика впервые увидит столь масштабную выставку, представляющую всю палитру художественных течений одного из самых интересных периодов в истории искусства Японии. Выставка организована при поддержке ПАО НК «Роснефть».

В эпоху Эдо (1603–1868) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ. После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, которые правили страной на протяжении почти 265 лет. Этот период стал самым длинным в истории Японии после периода Хэйан. Прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве – того, что называют искусством укиё-э.

На выставке будут представлены произведения художников школы Канó – самой влиятельной в эпоху Эдо, распространившей свое влияние на все регионы страны, а также работы, созданные самобытными мастерами, принадлежавшими к разным киотским школам, расцвет творчества которых пришелся на середину эпохи Эдо, таких как Огата Корин, Маруяма Окё, Ёса Бусон, Ито Дзякутю, Сога Сёхаку. Произведения школы укиё-э будут представлены от ранних гравюр XVIII века до гравюр конца эпохи Эдо. Именно гравюры укиё-э во второй половине XIX оказали значительное влияние на западных художников, и благодаря этому повальному увлечению возникло направление в искусстве, которое получило название «японизм».

На выставке в Пушкинском музее будет представлено все многообразие жанров японской живописи и гравюры: пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены. Посетители выставки увидят свиток с портретом поэта Ли Бо кисти Икэно Тайга, свитки по мотивам повести «Исэ-моногатари» (Х век), повести «Гэндзи-моногатари» (X–ХI века), автором которого считают придворную фрейлину Мурасаки Сикибу, и эссе монаха Ёсида Кэнко «Записки от скуки» (XIV век). Особое внимание на выставке уделяется жанру пейзажа, представленному в двух тематических направления: «воды и горы» – образы, символизирующие полярные позиции восточной философии (инь и ян, темное и светлое, женское и мужское начало), – и «цветы и птицы», которое нашло отражение в пейзаже малых форм. Техника исполнения большинства живописных работ – письмо кистью на шелке или бумаге минеральными или растительными водорастворимыми красками, а в печатной графике – гравюра на дереве.

Интересны и формы живописных произведений: на выставке будет представлена живопись на ширмах и раздвижных перегородках, которыми разделялись жилые пространства (в Японии для ее обозначения существует специальный термин – сёхэйга). Также будут представлены вертикальные свитки какэмоно, или какэдзику, для которых отводилась специальная ниша токонома в стене, становившаяся эстетическим центром помещения. Горизонтальные свитки эмакимоно чаще всего содержали повествовательный рассказ, их нужно было рассматривать, постепенно раскручивая перед собой.

Бóльшая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», десять имеют статус «Особо ценный объект культуры» и пять – статус «Особо ценный предмет искусства».

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую – с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке – деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель. Фактически зрители увидят две абсолютно разные выставки. Вещи из первой части будут заменены на произведения такого же высокого художественного уровня.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении более 100 лет своего существования знакомил публику с произведениями японской художественной культуры из своих фондов и из японских собраний. Музей обладает одной из лучших в стране коллекций японской гравюры, неоднократно выставлявшейся как в ГМИИ, так и в разных городах России и Японии. Я надеюсь, что для российской публики встреча с шедеврами живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее станет подлинным открытием и сохранится в памяти как самое яркое событие Года Японии в России».

Айнура Юсупова, куратор выставки: «Выставка шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее – явление уникальное. В российских и советских музеях подобные выставки проходили раз в десятилетие. И даже по сравнению с предшествующими выставками, привезенными из Японии, выставка в ГМИИ беспрецедентна, потому что будут показаны знаковые для японского искусства произведения. Такие, как, ширма «Бог ветра и бог грома» кисти Огаты Корина – это произведение украшает обложки многих изданий по истории искусства Японии».

Партнерами выставки выступили Агентство по культуре Японии, Токийский национальный музей, а также Музей изобразительных искусств города Тиба и Художественный музей Итабаси (Токио), обладающие редкими коллекциями искусства эпохи Эдо. Помимо работ из японских собраний экспозицию дополнят произведения из российских музеев – ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного музея Востока.

Важно отметить, что колоссальные расходы по подготовке выставки взял на себя генеральный спонсор — ПАО «НК «Роснефть». Компания активно поддерживает уникальные проекты ГМИИ им. А.С. Пушкина, среди которых выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галерей Уффици и других собраний Италии», прошедшая осенью 2016 года, а также выставка «И цвет и звук», представленная в рамках международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в декабре 2014 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность компании «Роснефть» за долговременное сотрудничество и неоценимую поддержку, благодаря которой мы имеем возможность показать зрителям уникальные шедевры японского изобразительного искусства.

К выставке подготовлена масштабная образовательная программа, начавшаяся задолго до открытия экспозиции: в июле – начале августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошли лекции по японской истории, культуре и искусству, а также мастер-классы по традиционной японской живописи тушью и каллиграфии. Продолжит образовательный цикл осенняя программа – девять лекций ведущих японских и российских специалистов, которые раскроют ключевые аспекты культуры эпохи Эдо. Кроме того, российских зрителей ждет особый сюрприз – в октябре приедут мастера традиционной гравюры укиё-э и проведут демонстрацию по технике гравюры на дереве. Это мероприятие будет осуществлено при поддержке Японского фонда.

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Один из старейших отделов ГМИИ им. А.С. Пушкина – отдел графики. Его фонды – это богатейшее собрание гравюр, рисунков, книг, плакатов, прикладной графики. В запасниках Отдела хранится более 380 тысяч графических произведений отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI веков.

Один из важнейших разделов хранения отдела графики – фонд восточной графики, содержащий гравюры, рисунки и живописные произведения на ширмах и свитках, всего около 35 тысяч единиц хранения.

Агентство по делам культуры Японии, учрежденное в 1968 году, является административным органом, отвечающим за оказание содействия развитию культуры и укрепление международных культурных связей.

На основании закона о защите культурных ценностей Агентство по делам культуры отбирает важнейшие из них, предпринимает необходимые меры по обеспечению сохранности, своевременной реставрации и защите от стихийных бедствий материальных культурных ценностей (архитектурных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства, материальных ценностей, связанных с народным бытом и народными промыслами), а также проводит закупки предметов искусства, соответствующих статусам Национального сокровища, Особо ценного объекта культуры, Особо ценного объекта искусства.

Кроме того, на протяжении вот уже более 60 лет Агентство организует международные выставки, стремясь к тому, чтобы люди из разных стран как можно больше узнали о японской истории и культуре, поскольку это способствует взаимопониманию между разными народами.

Токийский национальный музей – старейший и крупнейший государственный музей Японии, представляющий собой масштабный культурный центр. Находится на территории токийского городского парка Уэно. На площади около 100 тысяч квадратных метров расположены пять корпусов – Главный, Восточный, Церемониальный, Хэйсэй и Сокровищ храмов Хорю-дзи.

В настоящее время в коллекции Токийского Национального музея насчитывается более 120 тысяч единиц хранения. Среди них произведения разных видов изобразительного и прикладного искусства, таких как живопись, каллиграфия, скульптура, а также изделия из металла, оружие, военные доспехи, керамика, ткани, макеты архитектурных памятников, а также археологические находки, исторический и этнографический материал, множество тематических изданий и фотографий.

Музей изобразительных искусств города Тиба – открылся в ноябре 1995 года. В настоящее время в собрании музея около 9500 единиц хранения. Особой гордостью музея является уникальная даже для Японии, представительная коллекция укиё-э: наряду с произведениями, относящимися к ранним периодам развития укиё-э, имеются работы таких выдающихся мастеров, как Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ. Не ограничиваясь укиё-э, музей целенаправленно собирает также произведения художников школ Кано, Римпа, Маруяма-Сидзё и других, стараясь составить коллекцию, дающую полное представление о развитии живописи в эпоху Эдо.

Художественный музей Итабаси (Токио) – первый в Токио музей, открывшийся в 1979 году в одном из 23 специальных районов столицы Японии. Итабаси – так назывался небольшой город, возникший в эпоху Эдо вокруг одной из почтовых станций. Одной из важнейших частей коллекции музея является живопись Эдо. Особенно много сил было вложено в формирование собрания произведений художников эдосской школы Кано, состоявших на службе у сёгуната. Помимо этой школы, задававшей основной тон в культуре Эдо, музей обладает прекрасной коллекцией произведений мастеров школ Римпа, укиё-э и бундзинга.

Государственный музей Востока (Государственный музей искусства народов Востока) – музей, занимающий «Дом Луниных», создан 30 октября 1918 года и является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки и т.д. (всего 147 500 музейных экспонатов).

В фондах музея хранятся живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Японии, Китая, Кореи, Ирана, Индии, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, Монголии и многих других стран (всего свыше 100). Особое место в постоянной экспозиции музея занимают работы выдающихся художников, мыслителей, ученых и просветителей – Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся выставки произведений видных отечественных и зарубежных деятелей культуры.

ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» – крупнейшая публичная нефтегазовая компания мира. Деятельность «Роснефти» – пример социально-ответственного бизнеса. Компания активно поддерживает значимые события и явления в российской культурной жизни. Средства выделяются на проекты, которые определяют культурный облик страны, оказывают влияние на национальную идентичность и формируют в обществе понимание высокой культуры. Компания оказывает спонсорскую помощь Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Санкт-Петербургскому государственному академическому театру балета Бориса Эйфмана, хору Сретенского монастыря, Мультимедиа Арт Музею. Компания тесно сотрудничает с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Одним из наиболее ярких совместных проектов стала выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галерей Уффици и других собраний Италии». На выставке было представлено восемь живописных и три графических работы Рафаэля. «Роснефть» также выступила генеральным партнером XXXIV международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и проходившей одновременно с фестивалем выставки «И цвет и звук…». Музыкальный фестиваль и выставка были посвящены 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера.