Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

представляют выставку

СКУЛЬПТОРЫ И LIVRE D’ARTISTE

Даты проведения: 26 апреля — 2 сентября 2018
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Куратор выставки: коллекционер Борис Фридман
Пресс-показ: 25 апреля, 12:00

Александр Колдер Цветной офорт. 1976 г. Иллюстрация к изданию Эрскин Колдуэлл. Похождения Алана Кента

Александр Колдер
Цветной офорт. 1976 г.
Иллюстрация к изданию
Эрскин Колдуэлл. Похождения Алана Кента

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre d’artiste. В экспозиции представлены двадцать два издания livre d’artiste пятнадцати крупнейших скульпторов: Армана, Жана Арпа, Мишеля Гино, Альберто Джакометти, Александра Колдера, Анри Лоранса, Аристида Майоля, Марино Марини, Генри Мура, Миммо Паладино, Арнальдо Помодоро, Огюста Родена, Эдуардо Чильиды, Христо, Осипа Цадкина. Кроме изданий livre d’artiste зрители увидят скульптуры, созданные этими же мастерами, и смогут убедиться, что в целом ряде случаев скульптурное произведение близко по стилистике к печатной графике того же мастера. Основу экспозиции составят издания из собраний коллекционеров Георгия Генса и Бориса Фридмана.

Альберто Джакометти Литография. 1969 г. Иллюстрация к изданию Альберто Джакометти. Бесконечный Париж

Альберто Джакометти
Литография. 1969 г.
Иллюстрация к изданию
Альберто Джакометти. Бесконечный Париж

Известно, что скульпторы являются прекрасными рисовальщиками. Задумывая будущую работу, скульптор прорабатывает на бумаге различные ее варианты, мысля объемно в плоскости рисунка. Линия — то общее, что объединяет рисунок и скульптуру. Сам процесс формирования изданий livre d’artiste — наличие в них отдельных листов, самостоятельной обложки, футляра, принцип расположения печатной графики, искусство типографики — схож с творческим процессом создания скульптурной композиции.

Анри Лоранс Цветная ксилография. 1951 г. Иллюстрация к изданию Лукиан Самосатский. Диалоги

Анри Лоранс
Цветная ксилография. 1951 г.
Иллюстрация к изданию
Лукиан Самосатский. Диалоги

Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» открывается произведениями крупнейших скульпторов первой половины прошлого века Огюста Родена и Аристида Майоля. Неудивительно, что в графических сериях изданий livre d’artiste этих мастеров преобладает изображение обнаженной натуры. Одним из первых изданий в жанре livre d’artiste был выпущенный в 1902 году Амбруазом Волларом роман «Le Jardin des supplices» Октава Мирбо с цветными литографиями Родена.

Анри Лоранс Цветная ксилография. 1951 г. Иллюстрация к изданию Лукиан Самосатский. Диало

Анри Лоранс
Цветная ксилография. 1951 г.
Иллюстрация к изданию
Лукиан Самосатский. Диало

Следующий раздел экспозиции посвящен скульпторам Анри Лорансу и Осипу Цадкину. Зрители увидят два издания livre d’artiste с изображениями кубистского периода творчества Анри Лоранса. Обращает на себя внимание сходство офортного изображения в книге 1921 года «Les Pélican» с представленной в экспозиции скульптурой мастера этого же периода. Осип Цадкин представлен разными по стилистике и технике исполнения тремя изданиями livre d’artiste. Серия литографий скульптора повествует о подвигах Геракла, а его офорты к сборнику «Calligrammes» Гийома Аполлинера являют собой своеобразный комментарий автора к произведению поэта.

Анри Лоранс. Цветная ксилография, 38,5х28 см Иллюстрация к изданию Лукиан Самосатский. Диалоги Париж, 1951

Анри Лоранс. Цветная ксилография, 38,5х28 см Иллюстрация к изданию Лукиан Самосатский. Диалоги Париж, 1951

В отдельном выставочном пространстве расположены работы Генри Мура и Альберто Джакометти. Большой интерес представляет издание Генри Мура «Elephant Skull», в рамках которого он создал серию великолепных офортов. Источником для них послужил подаренный скульптуру в свое время череп слона. Не оставит равнодушным посетителя выставки и серия литографий Альберто Джакометти, посвященная его зарисовкам видов Парижа. Вышедшая уже после смерти Джакометти, она являет собой своеобразный гимн художника любимому городу.

Арнальдо Помодоро Цветной офорт. 1985 г. Иллюстрация к изданию Миклош Варга. Песня об Урбино

Арнальдо Помодоро Цветной офорт. 1985 г. Иллюстрация к изданию Миклош Варга. Песня об Урбино

Открытием для российского зрителя станут работы в livre d’artiste Мишеля Гино и Эдуардо Чильиды. Графика последнего впервые будет показана в России. Чильида, являясь крупнейшим испанским скульптором ХХ века, много работал в жанре livre d’artiste, создав более двадцати различных графических серий. В экспозиции представлены первая и последняя работы Чильиды в livre d’artiste. С графической серией Мишеля Гино российский зритель знаком по выставке «Ильязд. XX век Ильи Зданевича. Из частных и музейных собраний России и Франции», которая состоялась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2015 году. Скульптурные работы мастера зрители увидят впервые.

Генри Мур Офорт. 1970 г. Иллюстрация к изданию Генри Мур. Череп слона

Генри Мур
Офорт. 1970 г.
Иллюстрация к изданию
Генри Мур. Череп слона

В экспозиции соседствуют произведения Жана Арпа и Александра Колдера. Иллюстрации этих скульпторов отличают красочность и фантазия, то же можно сказать и об их скульптурах. Работы Колдера в изданиях livre d’artiste демонстрируются в музее впервые.

Миммо Паладино Шелкография, коллаж. 2011 г. Иллюстрация к изданию Адонис. Тайна, про нас рассказывающая

Миммо Паладино
Шелкография, коллаж. 2011 г.
Иллюстрация к изданию
Адонис. Тайна, про нас рассказывающая

В один блок на выставке объединены работы в livre d’artiste итальянских скульпторов Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. В графических циклах их изданий абсолютно узнаваема стилистика их же скульптурных произведений. Это и лошади со всадниками в листах Марини, разнообразие технических и визуальных приемов у Паладино, абстрактная геометрия у Помодоро. Для представленных в экспозиции изданий livre d’artiste Паладино и Помодоро были специально изготовлены скульптурные работы, которые вмонтированы в поверхность коробок этих изданий.

Огюст Роден Литография. 1902 г. Иллюстрация к изданию Октав Мирбо. Сад пыток

Огюст Роден
Литография. 1902 г.
Иллюстрация к изданию
Октав Мирбо. Сад пыток

Завершает выставку раздел с произведениями Армана и Христо. Издание с графикой Армана, также, как и издания livre d’artiste Паладино и Помодоро, содержит его скульптуру, представляющую собой детали наручных часов, встроенные в массив плексигласа. Уникальным экспонатом выставки является композиция Христо, созданная в качестве подарка искусствоведу Якобу Бааль-Тешуве, который был автором книг о творчестве мастера. Этот объект представляет собой обернутую в полиэтилен и перевязанную веревкой газету «The New York Times», которая вышла в день рождения Бааль-Тешувы. Это, возможно, единственная малоформатная оригинальная работа Христо, известного своими проектами по оборачиванию зданий, мостов и других крупных объектов тканью.

Куратор выставки, коллекционер Борис Фридман:

Что привлекало скульпторов в создании графических серий для изданий livre d’artiste? Что общего между этими, казалось бы, совершенно разными видами искусства? Попытка разобраться в этом феномене привела меня к осознанию единой природы процесса ваяния и создания livre d’artiste — где выстраивается конструкция издания как своего рода виртуальный скульптурный объект. Открывшаяся для меня естественность и логичность такого сочетания разных видов творчества в деятельности скульпторов и навела на мысль о еще одном выставочном проекте, который бы наглядно продемонстрировал, с одной стороны, оригинальность графики скульпторов в livre d’artiste, а с другой — единство этих работ с характером и стилистикой их скульптурного творчества.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак:

Наш музей с особым вниманием относится к жанру «книга художника». За последние несколько лет мы сделали семь проектов, познакомивших зрителя с ведущими мастерами этого направления. «Скульпторы и livre d’artiste» — первая выставка в нашей практике, ориентированная исключительно на работы скульпторов. Ее концептуальная особенность заключается в том, что совместно с изданиями в экспозиции представлены скульптурные работы этих же мастеров.

К открытию выставки подготовлен каталог с подробными описаниями и изображениями всех работ, находящихся в экспозиции. В каталоге опубликована статья о ранее неизвестной рукописи Осипа Цадкина, датируемой 1945 годом, приведены фрагменты рукописи и их переводы на русский язык.

В рамках выставочного проекта пройдет образовательная программа, включающая лекции и встречи с ведущими искусствоведами, скульпторами, художниками, издателями. Планируются организация круглых столов по тематике выставки с приглашением специалистов, просмотр фильмов. Предусматриваются встречи в залах экспозиции с куратором выставки, с художниками, искусствоведами, которые поделятся со зрителями своим восприятием творчества скульпторов в изданиях livre d’artiste.