Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
представляют выставку

Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая

Даты проведения: 6 декабря 2018 – 10 февраля 2019
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал № 31
Кураторы выставки: Мария Меньшикова, старший научный сотрудник, хранитель коллекции китайского прикладного искусства отдела Востока Государственного Эрмитажа; Кира Вязовикина, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина

Собака. Китай, династия Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

Собака. Китай, династия Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Серая глина; формовка, лепка, резьба, обжиг. Коллекция Кати Аршавской

ГМИИ им. А.С. Пушкина к окончанию 2018 года представляет выставку керамической скульптуры Древнего Китая «Стражи времени». Выставка включает редкие предметы — фигурки животных-символов китайского календаря, относящиеся к периоду с II в. до н. э. до XVII в. н. э.

Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов. У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. Сутки также разделяются на двенадцать промежутков – «стражей», которые находятся под покровительством этих же животных-символов.

Традиционные ритуальные керамические скульптуры собак, свиней, кабанов и композиции из 12 животных-символов китайского календаря относятся ко времени правления в Китае династий Хань, Тан и Мин. Подобные ритуальные скульптуры редко выставляются в России, поэтому, безусловно, вызовут интерес и расширят представления российского зрителя об искусстве Дальнего Востока.

По Восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018 год — это год Собаки. В Поднебесной 16 февраля год Земляной Желтой Собаки сменил год Огненной Красной Курицы, а ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней.

Археологические открытия в Китае дают нам богатый художественный материал, иллюстрирующий традиционную жизнь и быт китайцев с древнейших времен. Вера в существование жизни после смерти, культ предков, породили представление о том, что человека в ином мире должны сопровождать предметы, окружавшие его при жизни.

Уже в 3–2 тысячелетиях до н. э. постепенно формируются условные ритуалы и основополагающий для китайской традиции культ почитания предков. Китайцы считали, что души людей — бессмертны. Потомки, остающиеся на земле, должны прославлять предков своими деяниями. — С древности в захоронения помещали большое количество сакральных предметов, многие из которых сохранились до наших дней: в основном, это изделия из долговечных материалов — бронзы и нефрита, которые считались священными, а также из керамики.

К середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы перестали приносить в жертву предкам людей и животных. Их стали заменять на созданные из керамики, дерева и других материалов предметы, получившие название минци — «яркие вещи», «модели». Ремесленники изготавливали модели людей, животных, бытовых вещей, обмундирования и т.д. Самым ярким примером реализации этих представлений является захоронение императора Шихуана (правил в 221–210 до н.э.) династии Цинь (221–207 до н.э.). Постройка этого комплекса, воссоздание и устройство в нем модели мироздания — неба со светилами, земли с садами, деревьями и реками из ртути, дворцов с охранными механизмами и многими другими деталями — описана в «Исторических записках» Сыма Цяня (ок.146–86 до н.э.) — знаменитого историографа династии Западная Хань (206 до н.э.–9 н.э.). Сыма Цянь упоминал в частности о том, что Цинь Шихуан был похоронен с войском. Это казалось вымыслом, гиперболой. Однако, после открытия в 1974 году частей комплекса, в которых уже сейчас раскопано несколько тысяч керамических фигур солдат в человеческий рост, лошадей; а также двух повозок со скульптурами возничих и четверок лошадей из бронзы; и множества других изделий, — то есть после обнаружения «вечной армии» нет сомнений, что описание Сыма Цянь соответствует действительности. Больше никогда в китайской истории подобное воссоздание не имело такого размаха, но традиция сохранялась в упрощенном виде. Скульптуры людей, фигурки животных, модели построек, утварь продолжали делать из металла, лака, дерева и глины, в зависимости от достатка заказчика, но они стали значительно меньше.

Необходимость создания в большом количестве скульптур для алтарей и ритуальных целей привела к развитию ремесел. Многие новые техники применялись именно при изготовлении минци: использование цветных глин, форм, оттисков; специальная обработка поверхностей керамических изделий, применение разных температур обжига, использование однотонной и цветных низкотемпературных глазурей.

Среди ритуальных статуэток особое место занимают фигурки с изображением животных: лошадей, собак, свиней, птиц и других существ, а также животных-символов календарного двенадцатилетнего цикла. Например, скульптуры собак были обнаружены уже в захоронениях неолитического времени. Их помещали рядом с владельцами, обычно в ногах, иногда рядом или под телом хозяина. Судя по найденным артефактам, такие фигурки-символы высоко ценили.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Российский зритель традиционно с большим вниманием относится к искусству стран Дальнего Востока и особенно к богатой своими традициями многовековой культуре Китая. Без сомнения, много нового и интересного можно почерпнуть на камерной, но глубокой по смыслу и изящной по форме выставке. Работы подкупают мастерским владением техникой формовки и лепки, цветной росписи и полихромной глазури, и в то же время они отражают живой интерес китайских художников к окружающему миру, их наблюдательность и способность подмечать детали, завораживающие современного зрителя своей остротой и выразительностью. Демонстрируемые произведения, а их около сорока, принадлежат нескольким московским коллекционерам, которые во многом инициировали проведение данной выставки».

УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ

Государственный музей искусства народов Востока

ЧАСТНЫЕ СОБРАНИЯ

Собрание Кирилла Данелия
Собрание Михаила Алдушенко
Собрание Кати Аршавской
Собрание Алексея Голубовича
Собрание Александры Ивановой
Собрание Натальи Лебедевой

Рассчитать маршрутЭкспортировать KML для Google Earth/Google MapsОткрыть автономную карту в полноэкранном режимеСоздать изображение с QR кодом для автономной карты в полноэкранном режимеЭкспортировать GeoJSONЭкспортировать GeoRSS
Пушкинский музей

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Пушкинский музей 55.747309, 37.605128 (Рассчитать маршрут)