Так удивительно получать добрые приветы из уже достаточно далекого прошлого – например, вдруг увидеть живьем тех, о ком лишь читал. Вот какое-то такое переплетение и пересечение путей случилось в, прямо скажем, знаковом концерте Петра Налича, прошедшем 21 ноября 2019 года в театре «Русская песня» в Москве.  Этот концерт большой не только по продолжительности (два часа) – в нем участвовал хор из 150 человек, а руководил этой махиной музыкант, которого Петр не зря назвал легендарным: Борис Тараканов, создатель первого у нас в стране нотного онлайн-архива, существующего много лет на общественных началах и не потерявшего своей актуальности и поныне.

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

photo Instagram

Свое знакомство с этим архивом помню по 2010 году, когда впервые уже в интернетную эпоху озадачилась поиском нот некоторых классических произведений – и вдруг практически всё нашла. Сайт с веселым названием, намекавшим, что с тараканами (теми, что живут в голове, наверное?) в данном месте якобы покончено, был оформлен без излишеств, но в стиле «всё по делу». С главной страницы магнетизировал веселым взглядом хозяин данного киберпространства. Собственно, здесь и сейчас всё так же: как сказал Петр Налич, «С его архива я качаю ноты уже лет десять. И очень многие тоже. Поэтому и легендарный».

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

На самом деле не только поэтому, так как нотный текст, естественно, лишь средство. Борис Тараканов уже много лет с большим успехом руководит хором РХТУ – коллективом, масштабным по всем параметрам, не только по численности. Достаточно сказать, что хор этот – практически ровесник самого вуза, при котором существует. Академический большой хор РХТУ им. Д.И.Менделеева является одним из старейших любительских хоров России, в нем артисты поют поколениями. За такую долгую историю у хора, конечно, случались разные периоды – но сегодня дела явно на подъеме, о чем свидетельствуют регулярные гастроли за границу для обмена опытом и выступлений. Например, сейчас Тараканов шлет приветы из Милана, где его подопечные исполняют «Реквием» Моцарта. Почти три года назад к хору химиков присоединилась «дочка» – хор Метрополитена, тоже детище Бориса Тараканова, «авантюриста и великого комбинатора», как его называют его артисты.

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

Возможно, те, кто не очень следит за творчеством Петра Налича, несколько удивится. Концерты в «полуклубном» формате, мелодичная лирика, сложные ритмы, еще более сложные размеры – и вдруг большой  академический хор, химики и «красные шапочки», сочетание неожиданное. Однако небольшой собственный хор уже стал неотъемлимой частью выступлений Петра, и периодически, когда бэнд усиливается до размеров маленького оркестрика, хор тоже разрастается до десятка человек. А задач для него немало – взять ту же песню «Белорыбица», целиком состоящую из многоголосья…

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

В качестве «хорового компонента» заранее заявлялся «Вивамус» – песня на стихи римского поэта Валерия Катулла, о которой однажды кто-то в сети написал, что она вполне могла бы стать гимном какого-нибудь государства. Премьера «Вивамуса» состоялась в 2015 году, в программе, сделанной Наличем для симфонического оркестра. Песни того периода в последнее время в концертах вообще звучат нечасто, так что можно уже сам факт возвращения «Вивамуса» считать праздником. К этому гимну (ведь действительно так!), завершавшему концерт, добавились всё та же «Белорыбица» и композиция «Солона вода» – полноценная симфоническая сюита на пять с половиной минут. Зрелище и звучание, сразу скажу, оказалось действительно впечатляющим.

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

Сначала это был «типичный» большой концерт – бэнд был усилен струнным квартетом, что позволило сыграть, помимо характерного на данный момент репертуара, нежнейшую Parla con me, мощную Distant Mountain, всеми любимую Roses: всё композиции симфонического периода. Вообще в таком составе и в такой атмосфере даже песня, «победившая Евровидение», звучит иначе. Надо сказать, акустика у зала превосходная, и каждая партия, каждая реплика на бэках звучала отчетливо и объемно. Смотрелось это всё тоже очень красиво, стильно и артистично. Да взять хотя бы знаменитую песню Fire, на которую режиссер Алина Михайлова сняла клип: на концерте благодаря талантам Петра она превратилась буквально в миниспектакль, который вполне мог бы стать альтернативной версией клипа.

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

Но вот закончилась основная программа, и хор, давно уже ожидавший, точнее, кайфовавший и танцевавший в кулисах, начал выходить на сцену, вырастая в глубине сцены мощной стеной. С чем сравнить этот, так скажем, музыкальный экспириенс? С полетом самолета «Мрия»? Со стыковкой космических кораблей? Во всяком случае первое слово, которое пришло на ум, – грандиозно. И не только по мощности и широте звука – многоголосие хора добавило массу оттенков, от внушительной басовой поддержки до легких сопрановых рулад. Очень интересно было за всем этим еще и наблюдать: как два дирижера на одной сцене, Налич и Тараканов, синхронизировались где «по руке», где по течению пьесы. Сложнейшая и филиграннейшая работа ведь!

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

Кстати, на самом деле это был не эксперимент, а возвращение к исходной задумке. «Те три композиции, которые мы пели с Таракановым, предполагают именно большой хор, большое и широкое звучание, – пояснил Петр. – И исполнение с ними было по-настоящему широким и глубоким!»

Борис Тараканов и Петр Налич концерт

© WORLDPICS | photo by Елена Волкова

«Идея концерта, как и вдохновение, появилась​ внезапно, – рассказала пиар-менеджер хора РХТУ Анастасия Малова. – Борис Тараканов признается, что долгое время был сторонним наблюдателем творчества Петра Налича. Его восхищал свежий подход к музыке, игра ритма и слов. Они не были лично знакомы и, как это часто бывает, Борис просто взял и написал Петру с предложением о встрече. В июне обсудили идею спеть совместно несколько произведений, а уже к ноябрю удалось это реализовать. Получилось​ удивительно тонкое​ и многогранное​ выступление​ как для хора РХТУ, так и для Петра».

 


По ее словам, после концерта артистов хора накрыла волна восторга: «Мы это сделали!» «Признаемся честно, за​ вековую историю хор РХТУ учил тонны интересного и сложного материала,​ пел мировые премьеры с великими оперными​ дивами, но такого опыта не было! Это как погрузиться в современную музыку, но с особой интеллигентной манерой и ​на добротной классической основе», – так вспоминают в хоре теперь этот концерт и подготовку к нему. Старожил​ хора Сергей Громов говорит, что от творчества с Наличем каждый  получил свой кусочек катарсиса. Но сначала материал надо было разучить, а это оказалось  непросто. «На генеральном прогоне Петр всячески пытался проработать сложные места, – рассказывает Анастасия Малова. – И, что неудивительно, он прекрасно справился с задачей! В итоге мы кайфовали на сцене и повторили бы еще наше высокохудожественное хулиганство!»

А вдруг да повторят?