Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина
Stella Art Foundation

представляют выставку

В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО. Тайное братство Тинторетто

Даты проведения: 11 мая — 11 сентября 2019
Пресс-показ: 8 мая 2019, 12:00
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Художники: Тинторетто (Италия), Дмитрий Крымов (Россия), Ирина Нахова (Россия), Гари Хилл (США), !Mediengruppe Bitnik (Швейцария), Эмилио Ведова (Италия)
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко

Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представляют в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI» – выставку работ современных художников, посвященную 500-летию со дня рождения Тинторетто. Выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» проходит во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства и организована при поддержке партнера направления «Пушкинский XXI» – компании Mail.Ru Group.

В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО. Тайное братство Тинторетто

photo by Natasha Polskaya

Инсталляции современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой и Гари Хилла заполнят пространство церкви Сан-Фантин, где когда-то хранилась картина самого Тинторетто. Они вступят в диалог с полотном художника-модерниста Эмилио Ведова – последователя Тинторетто – работой самого Тинторетто и историческим контекстом места. Проект-интервенция коллектива !Mediengruppe Bitnik дополнит программу и подчеркнет атмосферу сопричастности и принадлежности к тайному венецианскому братству.

«Тинторетто – это Венеция, даже если он ее не пишет» – сказал о художнике Жан-Поль Сартр. В живописи Тинторетто ключевой категорией было пространство, в своих произведениях он воплощал бесконечную вселенную, движущуюся и бурлящую. Произведения современных художников, специально созданные для этого проекта, переосмысляют новаторский подход великого венецианца и предлагают зрителям погрузиться во вселенную Тинторетто. Каждое из произведений по своему трактует важнейшие мотивы творчества Тинторетто, среди которых — духовное единение людей, мотив чуда, а также его мастерская работа с динамикой пространства и выразительными возможностями света.

photo by Natasha Polskaya

Проект выстроен не как традиционная выставка, а как современная месса, где каждый акт – новое произведение, заполняющее все пространство церкви. Помимо медиаработ, на выставке будет представлено полотно итальянского абстракциониста Эмилио Ведовы – главного последователя Тинторетто в XX веке, вступающее в диалог с работами современных художников.

photo by Natasha Polskaya

Театральный режиссер Дмитрий Крымов создает перформативную инсталляцию по мотивам «Тайной вечери» из церкви Сан-Тровазо. Интерпретируя «Тайную вечерю», он конструирует в алтаре церкви Сан-Фантин другую реальность, основанную на trompe-l’oeil — зрительной обманке, – тем самым заставив зрителя усомниться в правильности своего восприятия. В работе над инсталляцией приняли участие актеры Анатолий Белый, Ольга Воронина и студенты ГИТИСа мастерской Дмитрия Крымова.

Медиаинсталляция Ирины Наховой состоит из трех частей, каждая из которых отсылает к произведениям итальянского мастера. Все они переосмысляют библейские сюжеты с позиции переживания современной истории. Важным мотивом творчества Тинторетто для художницы является динамика человеческой массы, которая обладает критическим эмоциональным накалом. Бурление земной материи ищет выход в запредельном космическом пространстве, которое сложно помыслить, но можно прочувствовать благодаря драматургии медиаработы Наховой.

Классик американского медиаискусства Гари Хилл раскладывает элементы живописи Тинторетто на спектры и нейроны и создает из них новую сущность, звучащую и мерцающую. Отправной точкой для Хилла является не архитектурное пространство, а, в первую очередь, пространство человеческого сознания. Соединение визуальных образов с интенсивным электронным звучанием позволяет получить глубокий синестетический опыт.

Одна из поздних работ Эмилио Ведова, представленная на выставке, — Tondo — имеет форму круга. Она отражает концепцию закольцованности времени. Ведова видел миссию художника в том, чтобы записывать и вновь транслировать вечные темы столкновений, волнующие весь мир: войны, несправедливость, угнетение. Как и Тинторетто, он оперирует не образами, а целыми стихиями, пространством. Форма круга стала для него возможностью выйти за пределы живописной среды через соединение пространства и времени.


Оригинальная картина Тинторетто «Происхождение любви» (1562) из собрания известного венецианского антиквара Пьетро Скарпа станет концептуальным центром выставки. Живописное произведение было создано Тинторетто по заказу Федерико Контарини, прокуратора Сан-Марко, одного из основателей могущественного Общества Чулка (Compagnia della Calza degli Accesi), чтобы стать его символом и украсить один из залов библиотеки Марчиана – важного культурного центра Венеции XVI века, в которой собирались члены братства. Тинторетто изобразил сюжет из популярных в то время «Диалогов о любви» Спероне Сперони: Аполлон держит в руке жаровню с человеческой душой, в которой солнце зажигает любовь. Молодого бога сопровождают фигуры Афродиты Пандемос и Афродиты Урания – любви земной и любви небесной. Произведение находилось в забвении до 1991 года, когда было открыто семьей Скарпа. С тех пор картина хранится в коллекции, недоступной для широкой аудитории.

Выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое распахнет двери церкви Сан-Фантин для зрителей после десятилетней реставрации. Возведение церкви было завершено в XVI веке, а первые культовые постройки на этом месте датируются X веком.

В выставке также примет участие коллектив !Mediengruppe Bitnik и проведет секретный проект-интервенцию, позволив зрителям вступить в тайное братство Тинторетто. Атмосфера секретности, сопричастности и сотворчества объединит их проект с темой венецианских братств.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Тинторетто осуществлял перемены в искусстве, которые шли вразрез с жизнью, казавшейся регулярной или традиционной. Нам важна тема братств, в том числе и бедных братств, по заказам которых работал Тинторетто. Эта выставка — о роли художника, который работает не с богатыми клиентами, не в поиске средств к существованию или личному комфорту, а для того, чтобы человека ничего не отвлекало от произведений, среди которых происходит литургия, на которых он сосредоточится, и которые изменят его».

Стелла Кесаева, президент Stella Art Foundation: «В 2019 году наш Фонд в седьмой раз возвращается в Венецию. Мы трижды представляли Россию на Венецианской биеннале в национальном павильоне, до этого в рамках параллельной программы показывали проекты в музее Ка Реццонико, в Школе искусств Тираоро и Баттиоро, а также устраивали специальное событие в 2005 году в Фонде Гуггенхайма. На этот раз в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина Фонд выступает соорганизатором выставки, где актуальное искусство вступает в диалог с произведениями великого венецианского мастера Тинторетто, чье 500-летие отмечается в этом году во всем мире».

Александр Кармаев, вице-президент по коммуникациям, Mail.ru Group: «Современное искусство и технологии тесно переплетены и помогают развиваться друг другу. Искусство, как и все в современном мире, стремится в Интернет. Мы рады, что можем внести свой вклад в развитие этого направления с таким профессиональным партнером, как Пушкинский музей. Второй год подряд мы помогаем музею сделать отличные проекты на Венецианском биеннале. Нашей стране точно есть чем гордиться как в сфере современного искусства, так и в IT-отрасли».

БИОГРАФИИ

Кураторы

МАРИНА ЛОШАК — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор, филолог. В разное время возглавляла Московский центр искусств (МЦИ) на Неглинной, Tatintsian Gallery и Музейно-выставочное объединение «Манеж», в состав которого входят ЦВЗ «Манеж»; основательница галереи «Проун». С 2013 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

ОЛЬГА ШИШКО — руководитель направления «Пушкинский XXI», куратор, искусствовед, исследователь, автор многочисленных статей. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, посвященных искусству новых медиа. Основатель центра «MediaArtLab», старейшего российского института, занимающегося искусством новых медиа.

Художники

ГАРИ ХИЛЛ (р. 1951, Санта-Моника, США) — художник, работающий с широким спектром медиа: скульптурой, звуком, видео, инсталляцией и перформансом. С начала 1970-х годов создает видео, мультимедийные инсталляции и перформансы. В своих работах он исследует множество вопросов, от физического измерения языка и синестезии до онтологии пространства и интерактивности зрителя. В 2013 году художник в качестве режиссера работал над оперой для Лионского оперного театра. Персональные выставки Хилла прошли в престижных институциях по всему миру, включая Фонд современного искусства Cartier в Париже; Центр Жоржа Помпиду в Париже; Музей Гуггенхайм в Нью-Йорке; Музеи современного искусства в Базеле, Тайбэе, Тель-Авиве, Сан-Франциско; Oi Futuro в Рио-де-Жанейро и совсем недавний проект в Музее искусства архитектуры и технологий в Португалии. Хилл получил множество наград, включая Золотого льва Венецианской биеннале (1995), премию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (1998) и премию Курта Швиттерса (2000).

ДМИТРИЙ КРЫМОВ (р. 1954, Москва, Россия) — режиссер, художник, сценограф. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации. Окончил Школу-студию МХАТ (1976). Его спектакли участвуют в престижных международных фестивалях Австрии, Великобритании, Германии. Спектакли Крымова шесть раз удостаивались премии «Золотая маска». Лаборатория Дмитрия Крымова активно гастролирует по миру, в том числе в Бразилии, США, Австралии, Новой Зеландии. С 1990-х годов занимается искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал в групповых и персональных выставках в России и за рубежом. Его работы хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Ватикана, Всемирного банка. В 2004–2018 годах был художественным руководителем лаборатории при театре «Школа драматического искусства». Большое внимание режиссер уделяет взаимодействию актера и пространства сцены, а также сценографии. Среди известных постановок: «Смерть жирафа», «Opus №7», «Сон в летнюю ночь», «Тарарабумбия», «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» и др.

ИРИНА НАХОВА (р. 1955, Москва) — художница, представительница московского концептуализма. Работает в жанрах живописи и инсталляции. Окончила Московский полиграфический институт. С 1989 года провела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Барселоне, Зальцбурге, Нью-Йорке, Чикаго и других городах Европы и США. Лауреат Премии Кандинского (2013) в номинации «Проект года». В 2015 году представляла Россию на 56-й Венецианской биеннале.

!MEDIENGRUPPE BITNIK (Кармен Вайскопф, р. 1976, Швейцария; Домагой Смольо, р. 1979, Хорватия) – медиахудожники, работающие преимущественно с Интернетом. В своих работах они исследуют тему виртуального пространства, в том числе – даркнета. Их работы выставлялись во многих музеях и галереях, среди которых: Художественный музей Миншен в Шанхае, Художественная галерея Любляны, Дом искусств Цюриха, Центр современного искусства в Вильнюсе, Тегеранская биеннале и др. Группа была лауреатом Swiss Art Award и удостоена почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica. Их знаменитые проекты – «Вызывает опера. Арии для всех» на Уральской индустриальной биеннале современного искусства, «Случайный покупатель», для которого они создали интернет-бота, «Посылка мистеру Ассанжу» и др.

ЭМИЛИО ВЕДОВА (1919, Венеция, Италия – 2006, там же) – главный последователь Тинторетто в XX веке; этой преемственности была посвящена выставка Джермано Челанта в Скуоле Сан-Рокко в 2013 году. После периода увлечения экспрессионизмом, в 1942 году он примкнул к движению «Corrente», которое противостояло тоталитарному искусству. В 1946 году стал одним из основателей «Нового итальянского сецессиона». В 1948 году состоялся его дебют на Венецианской биеннале. В 1960 году удостоился премии Grand Prize for Painting, в 1954 году получил премию, позволяющую провести три месяца в Бразилии, и в 1997 году – Golden Lion Award for Lifetime Achievement. Преподавал в Зальцбурге, Венеции и нескольких американских университетах.

Консультанты проекта

ВИКТОРИЯ МАРКОВА – историк искусства, заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина, один из ведущих в мире экспертов по искусству итальянского Ренессанса.

ДОН ДЖАНМАТТЕО КАПУТО – директор Департамента культурного наследия и туризма архиепархии Венеции.

ДЖУЗЕППЕ БАРБЬЕРИ – историк искусства, глава факультета философии и культурного наследия в университете Ка’Фоскари.

ГАБРИЭЛЛА БЕЛЛИ – историк искусства, директор Фонда городских музеев Венеции.

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года. Основателем музея был профессор кафедры теории и истории искусства Московского Императорского университета Иван Владимирович Цветаев, отец поэта Марины Цветаевой. В коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох – от древних цивилизаций до начала XXI века. Главное здание музея является памятником архитектуры конца XIX – начала XX века, а весь музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. В музее хранятся живописные полотна французских художников-импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, произведения искусства Древнего Египта из коллекции Владимира Голенищева, а также шедевры старых мастеров и многие другие памятники.

Направление «Пушкинский XXI»

С 2014 года Пушкинский музей реализует стратегию, ориентированную на привлечение нового зрителя за счет включения произведений современного искусства в музейную экспозицию. В 2017 году музей объявил о создании нового направления деятельности – программы «Пушкинский XXI», которая призвана рассказывать зрителям о новейшем искусстве и его самых ярких представителях. Задачей программы является демонстрация искусства «новых классиков», говорящих на языке современных форм.

Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры и сопоставлении современного и классического искусства. «Пушкинский XXI» – это инновационное направление, где вступают в диалог все формы презентации современного искусства, от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.

В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные по мотивам работ из коллекции музея, сайт-специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с использованием новейших технологий. Среди первых приобретений – видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).

Stella Art Foundation

Некоммерческая организация, учрежденная в Москве в ноябре 2003 года по инициативе Стеллы Кесаевой. Целью фонда является поддержка современного искусства, в частности, поощрение проектов, связанных с изучением искусства московской концептуальной школы. Коллекция фонда насчитывает более 1000 произведений искусства XX и XXI веков. Stella Art Foundation осуществил в России и за рубежом около сотни проектов, посвященных работам российских и зарубежных художников, в том числе в рамках Венецианской биеннале. Фонд с успехом провел шесть мероприятий. В 2011, 2013 и 2015 годах Стелла Кесаева была комиссаром павильона России; Stella Art Foundation представил в эти годы три выставки работ художников школы московского концептуализма: «Пустые зоны» Андрея Монастырского (куратор Борис Гройс, 2011); «Даная» Вадима Захарова (куратор Удо Киттельман, 2013); «Зеленый Павильон» Ирины Наховой (куратор Маргарита Тупицына, 2015).

www.safmuseum.org

Церковь Сан-Фантин

Здание церкви располагается на площади театра Ла-Фениче в районе Сан-Марко в Венеции и носит имя преподобного Фантина-чудотворца. Время строительства церкви и имя зодчего доподлинно неизвестно. Одни историки предполагают, что она могла быть возведена в VI веке, другие считают, что постройка датируется X веком. Известно, что церковь несколько раз горела. Она была перестроена в XII веке семьей Пизани, затем, в начале XVI века, достроена по проекту архитектора Скарпаньино, с добавлением часовни венецианского архитектора Якопо Сансовино, который завершил восстановление в середине XVI века. По данным архивов, до начала XX века в церкви находились картины «Освобождение Венеции от чумы» и «Пьета» Джанбаттисты Пьяцетто, «Святое семейство» Джованни Беллини и «Мария посещает Елизавету» Тинторетто. Сейчас эти картины экспонируются в музеях.

Mail.ru Group

Партнер направления «Пушкинский XXI», крупнейший холдинг в России по дневной мобильной аудитории. Мы поддерживаем талантливые команды и открываем для них новые возможности как в России, так и на международном рынке. Компании принадлежат: лидирующий почтовый сервис, один из крупнейших порталов в Рунете, крупнейшие русскоязычные социальные сети – ВКонтакте, Одноклассники и Мой Мир, портфолио крупнейших онлайн-игр, куда входят такие проекты как Warface, Armored Warfare, Skyforge и Perfect World, сервис MAPS.ME, предоставляющий оффлайн-карты и навигацию для мобильных устройств на основе данных OpenStreetMap, а также мессенджеры.

Партнер перформативной программы выставки — Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Пушкинский музей покажет в Венеции ранее утраченную работу Тинторетто «Происхождение любви» 1562 года из собрания Пьетро Скарпа

ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке Пьетро Скарпа представит картину Тинторетто «Происхождение любви» (1562) в рамках проекта «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» в Венеции.

Картина была утрачена в XVII веке и вновь обнаружена семьей Скарпа в 1991 году. До этого момента произведение находилось во французской коллекции, которая поддерживала версию, что работа попала к ним как трофей во время наполеоновской интервенции. С момент открытия работы Тинторетто она находится в собрании галереи Antikita Пьетро Скарпа, одного из пионеров возрождения антикварного дела в Венеции. Она была показана в Токио, Японии, в Фонде Querini Stampalia в Венеции и в рамках других итальянских проектов. Произведение будет актуализировано в диалоге с другими работами выставки современных художников – Гари Хилла, Ирины Наховой, Дмитрия Крымова и Эмилио Ведова.

Полотно «Происхождение любви» было заказано Тинторетто Федерико Контарини, одним из основателей Общества Чулка, и стало эмблемой этого общества. Его участники были ответственны за организацию важнейших торжественных событий в Венеции, занимались благотворительностью и поддерживали искусство. Библиотека, в которой проходили собрания Общества чулка и в которой в какой-то момент находилась сама работа, являлась важным культурным центром Венеции XVI века и была хранилищем знаний, унаследованных венецианскими гуманистами от античности. Федерико Контарини, заказывая произведение, вероятно, следовал по стопам своего родственника – гуманиста Спероне Сперони.

Иконография картины Тинторетто основана на «Диалогах о любви», опубликованных Сперони в 1540-х годах, которые были крайне популярны среди венецианцев в то время. По своему содержанию «Диалоги о любви» напоминают «Диалоги» Платона и отсылают к античному наследию. На картине Аполлон, бог Солнца, держит в руке жаровню с человеческой душой, в которой солнце зажигает любовь. Аполлона сопровождают фигуры Афродиты Пандемос и Афродиты Урания – любви земной и любви небесной. В их руках находятся атрибуты Изобилия, Благоразумия, Меры, Чистоты и Мудрости – эти качества необходимы, чтобы питать пламя любви.

В период, когда Тинторетто писал «Происхождение любви», он также исполнял живописный цикл для квадратного атриума Дворца дожей. Непродолжительное время работа служила центральным медальоном композиции этого атриума.

Произведение станет концептуальным центром выставки и первым шагом в развитии культурного обмена между семьей Скарпа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

История церкви Сан-Фантин

Церковь Сан-Фантин имеет очень древнее происхождение, ее строительство может быть датировано VI веком. Возможно, первоначально это была частная приходская церковь венецианской семьи Молино или Да Молина. Некоторые венецианские авторы пишут, что это была семья Пизани; также отмечается, что они привезли с Востока чудесную икону Богородицы, которую установили в церкви. Есть другая версия о том, что она была построена в 1000-м году по поручению благородных семей Бароцци, Эквилии и Альдичины (но в 966 году церковь с таким же названием уже встречается в источниках). Первое документальное подтверждение существования церкви Сан-Фантин относится к 1127 году. К XV веку она стала называться Санта-Мария-делле-Грацие-ди-Сан-Фантино. Неоднократно разрушенная пожарами, церковь несколько раз перестраивалась (впервые в XII веке). В 1564 году ее реконструировали по проекту Антонио Аббонди по прозвищу Скарпанино (тогда же добавили часовню Якопо Татти).

Церковь окружает небольшая площадь с элегантными фасадами театра Ля Фениче и здания Института науки, литературы и искусства Атенео Венето. Строительство здания церкви приписывается многим архитекторам: Пьетро Ломбардо, Себастьяно Мариани, Якопо Сансовино. Сюда было перенесено несколько реликвий, включая мощи святой Марселины и святого мученика Трифона.

Над дверью ризницы хранится погребальная урна Винчигерра Дандоло работы Туллио Ломбардо. В 1908 году в церкви по документальным источникам находились две картины Пьяццетты – «Освобождение Венеции от чумы» и «Пьета», «Распятие» Леонардо Короны, «Встреча Марии и Елизаветы» Тинторетто и другие. Эти произведения впоследствии были перенесены в другие места.

Сейчас в интерьере церкви находятся живописные произведения, в числе которых работа Йозефа Хайнца Младшего, и мраморная скульптура на главном алтаре церкви работы Джузеппе Бернарди Торретти. Она изображает Святого Фантина в типичной иконографии римского рыцаря-мученика, эта иконография происходит из-за неправильной трактовки прозвища Святого – «всадник» (или «конюх») — как «рыцаря».

Скуола-Гранди-ди-Сан-Фантин

Здание Атенео Венето было построено в период между 1592 и 1600 годом по проекту Антонио и Томмазо Контин и Алессандро Виттория для размещения скуолы Гранди-ди-Сан-Фантин, основанной в XV веке двумя братствами: Санта-Мария-делла-Консолазионе и Сан-Джироламо. Деятельность Скуолы заключалась в сопровождении осужденных на казнь, поэтому ее также называли «Скуола Доброй Смерти» или «Скуола Повешенных». Скуола действовала до первого десятилетия XIX века, когда она пострадала от наполеоновских репрессий, которые привели к ее закрытию. Впоследствии здание стало резиденцией Атенео Венето, образованной в результате слияния Академии медицины Венеции и Венецианской академии литературы по приказу Наполеона в 1810 году.


Внутри Атенео Венето расположены картины XVI века – эпохи Чинквеченто – «Страсти Христовы» Леонардо Корона, цикл «Чистилище» Якопо Пальмы Младшего, «Ужин в доме Фарисея» Франческо Фонтебассо и «Давид и Исаия» Бернардо Строцци. В библиотеке Атенео хранятся работы Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.Сейчас в здании находится Институт науки, литературы и искусства.

Святой Фантин Калабирийский

Святой Фантин, также известный ка+к Кавалларо (по-гречески orππονομεύς), или Тауматурго был калабрийским чудотворцем.

Он жил в Тауреана-ди-Пальми примерно между 294 и 336 годом. Состоял на службе у римского патриция по имени Бальзамио, у которого работал конюхом (отсюда и его прозвище «всадник»). По ночам в тайне от хозяина он обрабатывал поля бедных крестьян на лошадях, принадлежащих Бальзамио. Недоброжелатели писали на него доносы, и вскоре ему пришлось бежать, спасаясь от гнева хозяина. Дорогу ему преградила река, и святой Фантин, подобно Моисею, при помощи молитвы и кнута заставил поток расступиться. Бальзамио, увидев этого чудо, прекратил погоню, попросил прощения и впоследствии принял христианство.

Известно о двадцати чудесах святого Фантина. Он умер в возрасте около сорока лет и был похоронен по обряду почитания святого в склепе, гипогее римской эпохи под церковью XIX века.

В конце 1980-х годов группа молодых добровольцев из Пальми отправилась на поиски церкви XIX века, посвященной святому Фантину. Исследование привело к повторному открытию древнего здания, церкви и склепа, находившегося в глубоком упадке. (Склеп уже был открыт группой местных исследователей во главе с профессором Луиджи Лаккуанити в 1952 году, но этому событию не придали значения). Группа добровольцев немедленно привлекла специалистов для восстановления и укрепления места памяти святого, исторически старейшего в Калабрии.



24 июля 1994 года эта группа добровольцев, приняв название «Культурное движение Сан-Фантино», в сотрудничестве с местным приходом и византийской общиной Реджио-Калабрия-Бова содействовала восстановлению древнего праздника святого Фантина с шествием на лошадях и возрождению традиции божественной литургии на византийском греческом языке.