Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Stella Art Foundation
представляют выставку:

В КОНЦЕ ПРИБЫВАЕТ НАЧАЛО…

Даты проведения: 10 мая — 10 сентября 2019
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко

Dmitry Krymov_Video installation_There is the beginning at the end_Still

Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI»» — выставку, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетто, которая получила название «В конце прибывает начало…». Проект заявлен для участия в параллельной программе 58-й Венецианской биеннале современного искусства.

Дмитрий Крымов, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», процесс съемок, 2018

Дмитрий Крымов, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», процесс съемок, 2018

В церкви Сан-Фантин будут показаны работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гари Хилла и !Mediengruppe Bitnik. Инсталляции заполнят все пространство церкви и вовлекут зрителя в особую атмосферу. На выставке будет представлено полотно самого Тинторетто, а также работа одного из его последователей – художника-модерниста Эмилио Ведова.

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Тема 58-й Венецианской биеннале — изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», размышление о переломных временах, когда рушатся каноны и меняется мировоззрение. Проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Stella Art Foundation посвящен художникам, которые предопределяют эти перемены, изобретают новые формы и нарушают существующие правила, готовя тем самым современников к новому этапу.

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Эпоха Тинторетто — это время слома устоявшегося мировоззрения. Джордано Бруно, современник художника, предложил новый взгляд на мироустройство: человек больше не является центром мироздания, но лишь частицей бесконечной Вселенной. В своем творчестве Тинторетто достигает ясности и цельности, динамического единения человека и пространства, которого не знали предшествующие эпохи. Он стремится вырваться из тисков традиций и авторитетов, найти новые идеи и способы их воплощения.

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Главный герой работ Тинторетто — пространство. Это не только место, для которого создавалось произведение, но воплощенная в его живописи бесконечная вселенная. Подход Тинторетто революционен для его времени и близок современным медиахудожникам: на первый план в его творчестве выступает идея иммерсивности — погружения в пространство. Такого подхода придерживаются и художники, которые создадут четыре инсталляции специально для церкви Сан-Фантин.

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Ирина Нахова, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», визуализация, собственность автора, 2018

Церковь Сан-Фантин в ее нынешнем виде была построена в XVI веке, а первые религиозные строения на этом месте датируются X веком. Сейчас она находится на реконструкции, после которой превратится в культурную площадку. Таким образом, выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое откроет широкой публике доступ в это монументальное сооружение. Экспозиционное решение выставки концептуально: работы художников будут показаны поочередно, заполняя собой все пространство и целиком завладевая вниманием зрителей.

Дмитрий Крымов, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», процесс съемок, 2018

Дмитрий Крымов, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало», процесс съемок, 2018

ГМИИ им. А.С. Пушкина принимал участие в параллельной программе 57-й Венецианской биеннале в 2017 году, тогда был представлен первый международный проект, созданный под эгидой направления «Пушкинский XXI», – «Человек как птица. Образы путешествий».

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. Был открыт 31 мая (13 июня) 1912 года. Основателем музея является профессор кафедры теории и истории искусства Московского Императорского университета Иван Владимирович Цветаев, отец поэта и прозаика Марины Цветаевой. В коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с эпохи древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Главное здание музея является памятником архитектуры конца XIX – начала XX века, а весь музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. В музее хранятся живописные полотна французских художников-импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, произведения искусства Древнего Египта из коллекции Владимира Семёновича Голенищева, а также шедевры старых мастеров и многие другие памятники.

Направление «Пушкинский XXI»

С 2014 года Пушкинский музей реализует стратегию, ориентированную на привлечение нового зрителя за счет включения произведений современного искусства в привычную музейную экспозицию. В 2017 музей объявил о создании нового направления деятельности – программы «Пушкинский XXI», которая призвана дать зрителям представление о новейшем искусстве и его самых ярких представителях. Задачей программы является демонстрация искусства «новых классиков», говорящих на языке современных форм.

Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры, в сочетании классического искусства и современного. «Пушкинский XXI» – это инновационное направление, где вступают в диалог все формы презентации современного искусства, от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.

В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные на основе коллекции музея, сайт-специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство, используя для этого новейшие технологии. Среди первых приобретений – видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).

Stella Art Foundation

Некоммерческая организация, учрежденная в Москве в ноябре 2003 года по инициативе Стеллы Кесаевой. Целью фонда является поддержка современного искусства, в частности, поощрение проектов, связанных с изучением искусства московской концептуальной школы. Коллекция фонда насчитывает более тысячи произведений искусства XX и XXI веков. Фонд Stella Art осуществил в России и за рубежом около сотни проектов, посвященных работам российских и зарубежных художников, в том числе в рамках Венецианской биеннале. Фонд с успехом провел шесть мероприятий. В 2011, 2013 и 2015 годах Стелла Кесаева была комиссаром Павильона России. В эти годы Stella Art Foundation представила в Павильоне России три выставки работ художников школы московского концептуализма: «Пустые зоны» Андрея Монастырского, куратор Борис Гройс (2011); «Даная» Вадим Захаров, куратор Удо Киттельман (2013); «Зеленый Павильон» Ирина Нахова, куратор Маргарита Тупицына (2015).

www.safmuseum.org