30 ноября 2017 – 25 февраля 2018
ПЕРЕДВИЖНИКИ И ИМПРЕССИОНИСТЫ. НА ПУТИ В XX ВЕК
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Автор идеи и куратор проекта: Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Кураторская группа: ГМИИ им. А.С. Пушкина: Ирина Никифорова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; Анна Познанская, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; Наталия Автономова, заведующая отделом личных коллекций; Алла Луканова, заместитель заведующей отделом личных коллекций; Государственная Третьяковская галерея: Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века; Ольга Атрощенко, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века.

Выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» подготовлена к XXXVII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Традиционно куратором проекта выступает президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Экспозиция является продолжением многолетней выставочной стратегии музея, основанной на диалоге между западным и русским искусством. В едином выставочном пространстве представлены произведения передвижников и импрессионистов из коллекций крупнейших музеев России, сопоставлены два величайших явления в художественной культуре XIX столетия. Художественные взгляды и стилистика работ передвижников и импрессионистов нередко расходятся, но в них можно найти неожиданные параллели и точки соприкосновения.

В состав выставки вошло около 80 работ. Среди них произведения мастеров XIX–XX веков, картины и графические листы французских и русских художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, работы передвижников из коллекции Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и других музеев.

В основе экспозиции «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» — научная публикация крупнейшего историка искусства Нины Александровны Дмитриевой (1917–2003). Особенность ее научного подхода заключалась в стремлении рассматривать русское искусство в мировом контексте, показывать его своеобразие и место среди других европейских школ. Статья «Передвижники и импрессионисты» стала итогом размышлений о формировании во Франции и в России поколения художников с разным мировоззрением и мироощущением, но воодушевленных борьбой с академизмом и различными путями пришедших к решению схожих задач.

Кураторская группа, следуя за оригинальной мыслью исследователя, создает в пространстве музея реальное отражение единого культурного процесса, показывает общий фон художественной жизни России и Франции последней четверти XIX века и соотносит два значительных явления на примере их наиболее ярких представителей. В экспозиции зритель увидит сопоставления картин Эдуарда Мане и полотен Ильи Репина и Владимира Маковского, Альфреда Сислея и Алексея Саврасова, Валентина Серова и Пабло Пикассо, Николая Ярошенко и Пьера Огюста Ренуара, Михаила Врубеля и Анри де Тулуз-Лотрека.

17 декабря 2017 – 16 марта 2018
ПАБЛО ПИКАССО. ХУДОЖНИК И КНИГА

Место проведения: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)
Кураторская группа: Борис Фридман, коллекционер; Юлия Меренкова, научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет масштабную выставку работ печатной графики выдающегося художника ХХ века Пабло Пикассо, созданной им в жанре livre d’artiste («книга художника»). Российскому зрителю будут представлены работы Пабло Пикассо, созданные в период с 1919 по 1969 год. Столь обширный показ работ Пикассо в жанре livre d’artiste осуществляется в российском музее впервые.

Основу экспозиции выставки составляют издания livre d’artiste из собраний российских коллекционеров Георгия Генса и Бориса Фридмана. В экспозиции также представлены работы оригинальной печатной графики Пикассо из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. В качестве куратора выставки приглашен Борис Фридман, имеющий большой опыт организации и проведения показов работ ведущих мастеров ХХ века в жанре livre d’artiste. Борис Фридман – создатель и руководитель компании «Микроинформ», одного из ведущих в России учебных центров по компьютерным технологиям. Более двадцати лет он коллекционирует издания livre d’artiste.

Пабло Пикассо впервые обратился к жанру livre d’artiste в 1905 году, а последняя работа в этом жанре была создана им в 1972 году, за четыре месяца до кончины. В полном каталоге livre d’artiste Пикассо 1983 года, подготовленном Патриком Кремером, подробно описаны 156 изданий с оригинальной печатной графикой художника, включающие около 800 офортов, литографий, ксилографий и линогравюр мастера. Экспозиция выставки составлена таким образом, чтобы из множества произведений Пикассо в жанре livre d’artiste показать наиболее характерные для художника графические работы. Зрители смогут увидеть 13 изданий, представляющие офорты, литографии и ксилографии художника. Произведения печатной графики Пикассо 1950–1960-х годов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина наглядно демонстрируют стилистическое единство графических циклов в изданиях livre d’artiste со станковой графикой художника.

6 февраля 9 апреля 2018
УИЛЬЯМ ГЕНРИ ФОКС ТАЛЬБОТ. У ИСТОКОВ ФОТОГРАФИИ
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14
Куратор: Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии.

Впервые в России на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены уникальные фотоотпечатки, сделанные Уильямом Генри Фоксом Тальботом (William Henry Fox Talbot, 1800–1877) в 1840–1846 годах. Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи. Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс, получивший название «тальботипия» или «калотипия», который позволил тиражировать изображения. Фотографические эксперименты английского ученого интересны не только с точки зрения технологии. В отличие от детальных и четких дагеротипий, его снимки отличались особой живописностью, благодаря чему фотография стала восприниматься не только как процесс копирования реальности, но и как искусство.

На выставке будет представлено около 150 фотографических бумажных отпечатков и негативов из собрания Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), в том числе снимки из альбомов «Карандаш природы» и «Солнечные картинки Шотландии».

26–28 февраля 2018
XLIX МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВИППЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. ОТРАЖЕНИЯ»

В феврале 2018 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пройдут Випперовские чтения на тему «Классика и современность. Отражения», посвященные созданию нового направления деятельности музея – Пушкинский XXI.

Классика и современность неразделимы: искусство постоянно обращается к темам, идеям, аспектам, отрефлексированным в предшествующие эпохи; создавая новые произведения, художники вступают с ними в диалог. Диалогичность искусства и культуры — один из важнейших и основополагающих принципов деятельности ГМИИ им. А.С. Пушкина начиная с 1970-х годов. Сегодня этот подход лег в основу нового направления – Пушкинский XXI. Исследование развития образов, поиск общности идей классического и современного искусства, основополагающих повторяющихся элементов и мотивов, которые направляют развитие изобразительного искусства сегодня, станут основными вопросами и темами конференции.

Выступления и доклады будут посвящены системе визуальных координат современного культурного пространства в соединении с классическими образцами, показывающими, как новый язык взаимодействует с историей, как человек переходит от одной эстетической системы к другой и вновь возвращается к предыдущей, придавая ей новое содержательное и пластическое выражение.

Художественные музеи в последние годы реформируются, пересматривая существующие традиции построения выставочной программы, развития коллекций, взаимодействия со зрителем, систему работы с исторической памятью. Следуя запросу и вызовам современности, ГМИИ им. А.С. Пушкина первым из российских музеев стал сочетать в своих проектах классическое искусство с современным, демонстрируя актуальные явления культурной и общественной жизни. Коллекции музеев сегодня становятся источником вдохновения для новых проектов, где художественные образы представлены в диалоге с классикой. Реакция «культурного шока», которую порой вызывают работы современных художников, приобретает иной характер при изучении и осмыслении развития мирового искусства, ведь картины таких классиков, как Джотто или Караваджо считались в свое время не менее революционными, чем полотна де Кунинга или перформансы Бойса в XX–XXI веках.

Развитие и использование технологий в искусстве имеют принципиальное значение, радикально влияя на форму художественного произведения. Еще один из векторов развития диалога в ходе конференции – открытие и изучение инструментов, при помощи которых художники в разные времена экспериментировали с определением границ «внутреннего» и «внешнего», пытались изменить способы восприятия, исследовали «новое зрение». Такой подход открывает возможности для рассмотрения истории не только в хронологическом движении, но и для поиска цикличности ее процессов. Цель конференции состоит в том, чтобы сбалансировать понимание «современности», поместив его в более широкий и более многогранный культурный контекст.

Дискуссии и круглые столы в рамках конференции будут посвящены рассмотрению разнообразных концепций развития мировых классических музеев изобразительного искусства, выстраиванию связи между прошлым и настоящим в выставочных и образовательных проектах.

Участники: Кэтрин де Зегер (Бельгия) – куратор, директор музея в Генте, Джон Райхман (США) – философ, Виктор Мизиано (Россия) – куратор, директор фонда Манифеста, Екатерина Бобринская (Россия) – исследователь, сотрудник ГИИ, Северин Фроманже (Швейцария) – куратор музея Тенгли, Илья Дороченков (Россия) – профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи.

26 марта 22 июля 2018
ЭПОХА РЕМБРАНДТА И ВЕРМЕЕРА. ШЕДЕВРЫ ЛЕЙДЕНСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Куратор: Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров.

На выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» экспонируются картины, принадлежащие чете коллекционеров из Нью-Йорка Томасу и Дафне Каплан. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и его современников (отсюда название их собрания – Лейденская коллекция), супруги Каплан на протяжении последних 15 лет, благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок смогли собрать удивительную по художественной значимости подборку произведений старых голландских мастеров, среди которых, безусловно, выделяются несколько картин Рембрандта, а также работы Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского.

В наше время, когда произведения гениев старого (классического) искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими давние исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, нерешаемую задачу: собрать достаточно представительную и разнообразную по тематике подборку картин Рембрандта, Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского, равно как и столь обожаемых ими многочисленных произведений лейденских живописцев – представителей так называемой изящной живописи (fijnschilderei). Томас Каплан сумел приобрести практически все аутентичные живописные произведения великого голландца, которые появились на международном антикварном рынке в XXI веке. И не только работы Рембрандта, но и многих его выдающихся современников.

Июнь – август 2018
ФАБРИЦИО ПЛЕССИ. ОСТАВЛЕННОЕ ВРЕМЯ. ОТ АНТИЧНОСТИ К БАРОККО (название уточняется)
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Куратор: Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства.

Фабрицио Плесси – всемирно известный итальянский видео- и медиахудожник, пионер медиаискусства в Италии, преподаватель и сценограф. Учился в Академии изящных искусств в Венеции. Принял участие в нескольких Венецианских биеннале, Documenta-8 (Кассель, 1987); биеннале разных лет в Сан-Паулу и Каире. Оформлял итальянский павильон всемирной выставки EXPO-2000.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» Фабрицио Плесси представит два проекта — «Душа камня / L’Anima della Pietra» и «Rolling stones», – которые вступают в диалог с историей, «препарируя» ее при помощи современных технологий. Плесси работает подобно алхимику, соединяя эти технологии с классической материей, пытаясь проникнуть в «тело камня», вторгаясь в плоскость барочной фрески. Искусство мастера становится своего рода переходом между эпохами, в котором не существует времени.

В рамках проекта «Душа камня / L’Anima della Pietra» в залах № 24 и № 25 будут представлены 12 видеоскульптур с использованием произведений из коллекции ГМИИ. Впервые эта работа была показана в 2009 году на 53-й Венецианской биеннале в средневековом палаццо. Возвращение к античному камню как к первообразу, из которого позже возникнет жанр индивидуального портрета, означает поиск новых важных отношений между современными мастерами и произведениями искусства прошлого, вдохновляющих на проекты, основанные на культурных традициях.

Проект «Rolling stones» будет реализован в зале № 31. Впервые эта работа экспонировалась в 2013 году в Мантуе, в «Зале гигантов», расписанном Джулио Романо в XVI веке. Изображенные на потолке гиганты в отчаянном бегстве разрушают здания и колоннады, «падающие» в центр зала. А мощные потоки воды «вливаются» в работу Фабрицио Плесси – два произведения вступают во взаимодействие. В работе вновь присутствует камень как первоматериал. Столы символизируют диалог между людьми, их общение, что становится почти невозможным в обществе, терзаемом кризисами.

Фреска из «Зала гигантов» будет воссоздана в цифровом виде специально для ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Направление «Пушкинский XXI» дает зрителям представление о новейшем искусстве и его самых ярких представителях, демонстрирует искусство новых классиков, говорящих на языке современных форм: видео, звук, перформанс.

Июнь – сентябрь
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVIIXVIII ВЕКОВ ИЗ МУЗЕЯ ВИЧЕНЦЫ
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Куратор: Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи.

ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня.

Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку «Итальянское искусство XVII–XVIII веков из музея Виченцы», объединяющую около 50 произведений из российского и итальянского собраний.

В рамках одной экспозиции живописные полотна ряда выдающихся итальянских мастеров представят венецианскую живопись XVIII века во всей ее полноте и многообразии жанров. Коллекции двух музеев дополняют друг друга: в залах пейзажи и ведуты Каналетто, Белотто, Мариески и Гварди из собрания ГМИИ будут соседствовать с картинами из музея Виченцы на евангельские темы, написанными венецианскими живописцами для городских церквей.

Выставка является важным шагом в развитии партнерских отношений с итальянскими музеями в принципиально новом качестве. Проведение выставки в 2018 году будет проходить в два этапа: вначале предполагается показать ее в Виченце, а затем – в Москве.

3 сентября 28 октября 2018
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭДО
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Куратор: Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики.

Выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо» в 2018 году станет главным событием перекрестного года России и Японии. В экспозиции будет представлено более 120 работ художников различных традиционных художественных школ. Российская публика впервые увидит всю палитру художественных течений японского искусства XVII–XIX веков, в том числе, произведения художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё, укиё-э. Две работы обладают статусом «национальное сокровище», десять имеют статус «особо ценный культурный объект» и пять – статус «особо ценный предмет искусства». Некоторые из этих работ крайне редко покидают пределы Японии. Помимо памятников из японских собраний экспозицию дополнят произведения из российских музеев: живопись из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живопись и гравюра из Музея Востока.

Культура эпохи Эдо (1603–1868) выбрана в качестве темы выставки не случайно. После длительного периода междоусобных войн, власть в Японии перешла в руки клана Токугава, который правил страной на протяжении почти 250 лет. Прекратились войны, активно развивались различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель страны сёгун Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за 50 лет Эдо из небольшой деревушки превратился в город с полумиллионным населением. Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, сформировалось городское сословие ремесленников и купцов, наряду с военными являвшееся законодателем художественных вкусов эпохи.

Эпоха Эдо стала самой разнообразной по представительности различных художественных направлений эпохой в истории искусства Японии.

24 сентября 13 января 2019
ПАРИЖСКИЕ ВЕЧЕРА БАРОНЕССЫ ЭТТИНГЕН
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14
Куратор: Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

В 1910-х годах, в пору расцвета парижского авангарда, мало кто из новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков, музыкантов – не знал салона баронессы Эттинген на Монпарнасе. Роковая красавица со звучным титулом, урожденная польская аристократка Елена Миончинская, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником и тонким знатоком Сергеем Ястребцовым, в самом начале ХХ столетия. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сергея, взявшего псевдоним Серж Фера, одними из ключевых фигур художественной жизни Парижа. За долгие годы жизни они сумели придать импульс десяткам авангардных проектов и на равных участвовать в них: в их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты группы «Золотое сечение» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто.

Выставка ГМИИ имени А.С. Пушкина в партнерстве с французскими коллегами призвана воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни Эттинген и Фера 1900-х – 1950-х годов. Она включит неизвестные широкой публике материалы частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо – наравне с произведениями из крупнейших парижских музеев искусства ХХ века – Центра Помпиду и Городского музея современного искусства. Предполагается, что в проекте будут представлены около 40 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.

Лейтмотивом выставки станет салон баронессы – место встреч мастеров авангарда, а также разносторонние дарования его хозяйки, светской дамы, выступавшей одновременно как художник, поэт, критик. Поэтому апартаменты на бульваре Распай на Монпарнасе, украшенные картинами Анри Руссо (Таможенника), были равно привлекательны для талантов во всех видах искусства.

Отдельной темой станет история Эттинген и Фера в роли покровителей авангарда. В 1910-е салон баронессы концентрировал вокруг себя и затворников Пабло Пикассо и Жоржа Брака, и более открытых Альбера Глеза, Жана Метсенже, Робера Делоне, Фернана Леже, и будущего дадаиста Франсиса Пикабиа, а композиции самого Сержа Фера по своей экспрессии не уступают хрестоматийным образцам кубизма. Возлюбленный баронессы, художник из Финляндии Леопольд Сюрваж, стал одним из первооткрывателей абстрактного искусства.

Одновременно романтичны и возвышенны были отношения баронессы Эттинген с литературой – поэты и писатели пользовались ее особым расположением. Легендарным стал журнал «Парижские вечера» («Soirees de Paris»), который Эттинген и Фера в 1913 году «подарили» своему другу Гийому Аполлинеру, превратившему его в трибуну авангарда. О звучавших в доме баронессы стихах Аполлинера, Кокто, Макса Жакоба, Андре Сальмона, их отношениях и связях с художниками расскажет специальный раздел выставки.

Конец Первой мировой войны стал временем «взрыва» новаторских театральных проектов в Париже. Наряду с «Парадом» в декорациях Пикассо, в 1917 году это была и оформленная Сержем Фера пьеса Аполлинера «Груди Тиресия», названная авторами «сюрреалистической» – это, знаменитое слово прозвучало тогда впервые.

Революция в России лишила Этинген и Фера доходов, превратила их из щедрых меценатов в неутомимых авторов все новых творческих инициатив. Баронесса активно писала стихи и публиковалась, взаимодействовала с музыкантами знаменитой французской «Шестерки» и художниками Парижской школы, а ее опыты 1920-х в моде и дизайне пересекаются с работами ее знаменитой современницы Сони Делоне и эстетикой ар деко. В свою очередь, Серж Фера в межвоенное двадцатилетие прославился своими театральными проектами и философскими композициями с арлекинами, которыми столь вдохновенно восхищался Кокто. Дожив до преклонных лет, Фера остался хранителем памяти о героических временах становления авангарда, тщательно сохранив архив баронессы Эттинген.

15 ноября 2018 3 февраля 2019
Пабло Пикассо. ОЛЬГА ХОХЛОВА
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Куратор: Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Выставка будет посвящена Ольге Хохловой – жене и музе Пабло Пикассо, с которой он познакомился в 1917 году в ходе работы над балетом «Парад» на музыку Эрика Сати. Ольга Хохлова была танцовщицей в труппе Сергея Дягилева. В экспозиции планируется показать произведения живописи и графики, посвященные Ольге Хохловой, из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Япония, весна – лето 2018

Масштабная выставка «Эволюция французского пейзажа из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» в музеях Японии: в Метрополитен Арт Музей (Токио, 14 апреля – 8 июня 2018) и в Национальном музее искусств (Осака, 21 июля – 14 октября 2018).

Выставка представит 65 произведений живописи французского искусства XVII–XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и включает работы таких известных художников, как Клод Лоррен, Жан-Батист Патер, Франсуа Буше, Клод-Жозеф Верне, Юбер Робер, Камиль Коро, Поль Сезанн, Густав Курбе, Морис Дени, Поль Гоген, Анри Руссо, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Клод Моне и др.

Испания, весна – лето 2018
Музей Пабло Пикассо в Малаге

Ретроспективный показ произведений, родившихся в результате совместной творческой деятельности Пабло Пикассо и Ильи Зданевича, которых связывала тесная дружба. Ильязд, будучи крупнейшим издателем книг в жанре livre d`artiste XX века вместе с Пабло Пикассо создал семь уникальных изданий такого рода. На выставке будут представлены коллекции Б. Фридмана и Г. Генса, экспонаты из музейных собраний России и Франции, из собрания семьи Ильи Зданевича.

Участие коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина в выставочных проектах:

  • «Пикассо. Голубой и розовый», Музей Орсэ (Париж, Франция) – 3 произведения.
  • «Клод Моне. Импрессионизм и чувственность» Альбертина (Вена, Австрия) – 4 произведения.
  • «Моне и архитектура» (Лондонская национальная галерея) – 1 произведение.