ГМИИ им. А.С. Пушкина и Mail.Ru Group впервые представят на ярмарке Cosmoscow коллекцию медиаискусства

Даты проведения: 7–9 сентября 2018
Место проведения: Гостиный двор

Марианна Хеске. Волшебная гора. 1985_2018. Видео-живопись ГМИИ им. А.С. Пушкина. Работа приобретена при поддержке Mail.Ru Group

Марианна Хеске. Волшебная гора. 1985_2018. Видео-живопись ГМИИ им. А.С. Пушкина. Работа приобретена при поддержке Mail.Ru Group

ГМИИ им. А.С. Пушкина, ставший «Музеем года Cosmoscow 2018», в рамках направления «Пушкинский XXI» и при поддержке Mail.Ru Group впервые представит на Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow свою коллекцию медиаискусства и проведет трехдневную образовательную программу с участием экспертов мирового уровня.

Отбор и сохранение культурного наследия — одна из приоритетных задач музея. Коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина начала формироваться более 100 лет назад и изначально представляла собрание слепков. В дальнейшем она пополнялась подлинными произведениями искусства. Сегодня пришло время создавать коллекцию современного искусства и рассказывать его историю, не забывая при этом о прошлом. Именно такой подход положен в основу направления «Пушкинский XXI».

Фабрицио Плесси. Вертикальные моря. 2018 © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фабрицио Плесси. Вертикальные моря. 2018 © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Произведения медиаискусства сегодня становятся естественным развитием музейных и частных коллекций. За счет новых, преимущественно цифровых форматов (видео, звук и т. д.) открываются дополнительные возможности для создания совместных коллекций.

Провмыза. Вечность. 2011. Одноканальная видеоинсталляция ©ГМИИ им. А.С. Пушкина. Работа приобретена при поддержке Mail.Ru Group

Провмыза. Вечность. 2011. Одноканальная видеоинсталляция ©ГМИИ им. А.С. Пушкина. Работа приобретена при поддержке Mail.Ru Group

ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке Mail.Ru Group формирует первую в России коллекцию медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные на основе коллекции музея, site-specific проекты и работы, позволяющие осмысливать классическое искусство, используя новейшие технологии. Создание собрания time-based искусства станет отправной точкой в понимании нового опыта взаимодействия человеком с окружающим миром, в котором визуальные образы, тактильные ощущения и восприятие информации на слух неразрывно связаны с процессом познания.

Впервые работы, вошедшие в коллекцию, можно будет увидеть на Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow. В отдельном павильоне, который представляет собой кинотеатр, будут показаны видеоинсталляции Гари Хилла (США) и Фабрицио Плесси (Италия), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Формированием коллекций медиаискусства занимаются все ведущие западные институции, которые понимают важность сохранения «эфемерного» культурного наследия. Именно оно является сегодня той лакмусовой бумажкой, которая показывает нам состояние современного общества и основные изменения, происходящие в процессе познания мира и его восприятия современным человеком. Мы очень рады, что еще до открытия музейного квартала ГМИИ зрители Cosmoscow смогут увидеть нашу новую коллекцию. Ведь мы говорим о «живом» искусстве, в котором Сегодня и Завтра живут рядом».

В рамках образовательной программы ГМИИ им. А.С. Пушкина будет представлена концепция развития коллекции медиаискусства ГМИИ, перспективный проект совместной коллекции (shared collection), разработанный совместно с Музеем искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), а также раскрыты практические вопросы коллекционирования медиаискусства, проблемы авторского права, копий, оригиналов и т. д.

Презентация коллекции медиаискусства и образовательная программа проводятся при содействии основанного в 2017 году Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Пятница, 7 сентября 2018, 15:00 

Сессия «Know how. Революция на арт-рынке: от видеоарта до новых медиа. Инструкция по применению» 

Одним из последних трендов ярмарок становится уход не только от материального искусства и открытие новых горизонтов для time-based искусства, но и переход рынка в цифровое пространство и развитие криптовалют. Как все эти изменения трансформируют традиционную среду рынка? Какие перспективы сегодня это открывает для всех участников рынка? Как работает рынок медиаискусства? Какие особенности необходимо учесть при покупке произведений медиаискусства и с какими проблемами можно столкнуться? Как развитие цифровых технологий сегодня влияет на опыт коллекционирования, продаж, и какое будущее у рынка?  Участникам сессии предлагается в совместной дискуссии раскрыть эти и смежные вопросы, поделиться своими профессиональными знаниями и опытом приобретения произведений медиаискусства, как на зарубежном, так и на российском рынке.

Модератор: Ольга Шишко (Россия) – куратор направления «Пушкинский XXI».

Участники:

Эгберт Домеринг (Нидерланды) – профессор Института информационного права Амстердамского, член Комиссии по авторскому праву, консультирующей правительство и парламент Европейского союза по вопросам авторского права и смежных прав,

Карлос Дюран (Испания) – соучредитель и директор международной ярмарки видеоарта «LOOP» (Барселона, Испания) и проекта «Screen Projects», директор «Senda Gallery» и «Espai2Nou2 Gallery»,

Дарья Пархоменко (Россия) – основатель и куратор «Laboratoria Art&Science Foundation»,

Ирина Сергеева (Россия) – ведущий юрист и консультант по интеллектуальным правам.

Cуббота, 8 сентября 2018, 13:00

Сессия «Покупая время. Предсказывая будущее музейных и частных коллекций»

Участники сессии обсудят, как «время» сегодня, а не объекты становятся основой частных и музейных коллекций и какие перспективы возможны в будущем для собраний нового искусства. Медиаискусство не только расширяет восприятие, открывает перспективу для диалога между классическим и современным искусством и радикальным образом меняет форматы и подходы к созданию коллекций. Time-based искусство и видеоарт становятся частью не только музейных архивов, но и частных собраний, а также активными «участниками» арт-рынка. Как инвестиции в будущее коррелируются с медиаискусством, перформансом и всем тем, что существовало в музейной среде как time-based искусство? Произведения медиаискусства становятся основой для создания shared collection, как в случае ГМИИ им. А.С. Пушкина и LACMA, а также меняют традиционный подход к коллекционированию.

Участники:

Марина Лошак (Россия) – директор ГМИИ им. А.С. Пушкина,

Дмитрий Сергеев (Россия) – первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group,

Кэти Кивинен (Финляндия) – куратор Музея современного искусства Киасма (Финляндия),

Олеся Туркина (Россия) – ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея,

Гари Хилл (США) – художник, пионер медиаискусства, участник программы Features на ярмарке «Art Basel» 2018,

Светлана Марич (Россия) – заместитель председателя аукционного дома Phillips,

Бертран Блистен (Франция) – директор Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж).

Воскресенье, 9 сентября 2018, 13:00

Сессия «Психология коллекционирования. Коллекционирование медиаискусства как радикальная практика».

Сессия посвящена опыту коллекционирования медиаискусства, перформанса и видеоарта. Как от графики прийти к видеоискусству? Как устроена современная частная коллекция медиаискусства? В рамках настоящего мероприятия коллекционеры, галеристы, арт-дилеры поделятся мнением о том, кто такой современный коллекционер медиаискусства, и совместно с художниками обсудят формы эффективного взаимодействия для формирования ценной коллекции медиаискусства.

Участники:

Николай Палажченко (Россия) – куратор, арт-дилер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA,

Мила Базева (Россия) – директор «Artwin Gallery» и фонда «Gogova Foundation»,

Полина Канис (Россия) – художник,

Дмитрий Волков (Россия) – коллекционер, бизнесмен, «SDV Arts & Science Foundation»

Карлос Дюран (Испания) – соучредитель и директор международной ярмарки видеоарта «LOOP» (Барселона, Испания) и проекта «Screen Projects», директор «Senda Gallery» и «Espai2Nou2 Gallery».

Эгберт Домеринг (Нидерланды) – профессор Института информационного права Амстердамского, член Комиссии по авторскому праву, консультирующей правительство и парламент Европейского союза по вопросам авторского права и смежных прав.

СПРАВКА

Направление «Пушкинский XXI»

С 2014 года ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует стратегию, ориентированную на привлечение нового зрителя за счет включения произведений современного искусства в привычную музейную экспозицию. В 2017 году музей объявил о создании нового направления деятельности – программе «Пушкинский XXI», которая призвана дать посетителям представление о новейшем искусстве и его самых ярких представителях. Задачей программы является демонстрация искусства «новых классиков», говорящих на языке современных форм.

Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры, в сочетании классического искусства и современного. «Пушкинский XXI» – это инновационное направление, где вступают в диалог все формы презентации современного искусства – от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видеоарта.

В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание входят произведения, созданные на основе коллекции музея, site-specific проекты и работы, позволяющие осмысливать классическое искусство, используя новейшие технологии. Среди первых приобретений – видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).

Mail.Ru Group – крупнейший холдинг в России по дневной мобильной аудитории. Поддерживает талантливые команды и открывает для них новые возможности как в России, так и на международном рынке.  Компании принадлежат лидирующий почтовый сервис, один из крупнейших порталов в рунете, крупнейшие русскоязычные социальные сети – ВКонтакте, Одноклассники и Мой Мир, портфолио крупнейших онлайн-игр, куда входят такие проекты как Warface, Armored Warfare, Skyforge и Perfect World, сервис MAPS.ME, предоставляющий оффлайн-карты и навигацию для мобильных устройств на основе данных OpenStreetMap, а также мессенджеры – Агент Mail.Ru и ICQ.

Cosmoscow – Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, призванная объединить как российских, так и международных коллекционеров, галеристов и художников, основана коллекционером и меценатом Маргаритой Пушкиной в 2010 году. В настоящее время является единственной международной арт-ярмаркой в России и странах СНГ. С 2014 года ярмарка проходит в сентябре, закрепляя за собой место в международном арт-календаре. Cosmoscow 2018 пройдет в Гостином Дворе с 7 по 9 сентября.